Мельникова Е. С., инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад № 1
Современный уровень социально-экономического развития нашей страны и гуманизация образования предусматривают создание новых условий и возможностей для дальнейшего развития физического и духовного потенциала личности, формирования ценностного отношения к своему здоровью, создания здоровьесберегающей среды, в основу которой заложен здоровый мотивированный образ жизни.
Существуют требования и нормы СанПин, новые законопроекты и госстандарты, которые требуют более ответственного отношения к здоровью и его сбережению. Однако в образовательных организациях создать условия для соблюдения этих норм и требований зачастую не позволяют существующие реалии современной жизни, а именно:
- ограниченность программ, отсутствие конкретных методических разработок и рекомендаций, основанных на возрастных и индивидуальных особенностях, а также на физическом состоянии ребенка;
- недостаточный уровень оснащения спортивной базы для физического развития и укрепления здоровья детей;
- недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей, руководителей образовательных организаций в вопросах здоровьесберегающего образования;
- ограниченность во многих семьях материальных возможностей для поддержания и укрепления здоровья.
Все это создает дополнительные трудности и препятствует организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях. Решение этой актуальной для современного общества проблемы выводит ее на одно из первых мест по значимости.
В ходе анализа деятельности образовательных организаций по сохранению здоровья выявлен ряд трудностей, которые негативно влияют на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей:
- несовершенство деятельности медико-психолого-педагогической службы образовательной организации в вопросах взаимосвязи с семьей;
- несовершенство системы лечебно-профилактической работы, отсутствие коррекционных мероприятий для детей, имеющих отклонения в здоровье;
- несоответствие уровня профессиональной компетентности педагогических кадров современным требованиям к качеству воспитательно-образовательного процесса;
- низкий уровень педагогической компетентности родителей;
- несформированность потребностей в здоровом образе жизни, соответствующих навыков и умений у детей, родителей и педагогов;
- отсутствие должной материально-технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности воспитательно-образовательного процесса.
Возникает противоречие между новыми задачами педагога в области сохранения здоровья ребенка, обновлением системы оздоровительной работы и несовершенством здоровьесберегающей среды. Так каковы же содержание и организация здоровьесберегающей среды в образовательной организации?
Здоровьесберегающий педагогический процесс в ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. В более узком смысле слова – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, позволяющих дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а также задач, связанных с оказанием элементарной медицинской и психологической помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов ДОУ и просвещению родителей.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются гиподинамия, детские стрессы, тревожность.
Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса в ДОУ также значительно ухудшилось в последнее время. Поэтому важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни. Очень важна вера взрослых в колоссальные потенциальные возможности растущего детского организма и знание профилактических мер и технологий коррекционного сопровождения детей, которые необходимо начинать как можно раньше. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования отражены целевые и ценностные ориентиры, направленные на охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие через интеграцию всех образовательных областей. Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основ культуры здоровья.
Поэтому возрастает роль физинструктора, воспитателей и всех специалистов ДОУ – с детьми должна работать целая группа педагогов, способных подготовить детей к успешному обучению в школе, воспитать физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечить его психическое благополучие, а также сформировать у дошкольника ответственность за свое здоровье.
Одним из результативных направлений работы по сохранению и укреплению здоровья детей в нашем ДОУ является установление тесного сотрудничества с учреждениями социума.
На сегодняшний день приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. В современных концепциях и нормативных документах социальное развитие рассматривается как одно из важнейших направлений личностного развития в целом.
Современный детский сад должен стать центром социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых. Это предполагает превращение ДОУ в открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума.
В нашем детском саду установлено тесное сотрудничество с различными учреждениями, продуманы разнообразные формы сотрудничества, которые направлены на физическое развитие учащихся, сохранение и укрепление их здоровья.
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию детей-дошкольников и конкретной деятельности. Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития здоровья детей, их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, единство целей и задач, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.
Для системности взаимодействия ДОУ с социальными партнерами составляются планы совместной работы на год, включающие в себя сроки проведения мероприятий и определение формы взаимодействия.
Подобная система работы предполагает участие детей в различных мероприятиях, где наиболее полно раскрываются возможности, способности каждого участника.
Приведем примеры здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей работы с нашими социальными партнерами.
- Тренеры «Детская юношеская спортивная школа» выступают на общих и групповых родительских собраниях ДОУ, рассказывая о проблемах физического развития детей с ОВЗ и способах их преодоления; проводят индивидуальные консультации для родителей. В процессе совместной деятельности проводятся физкультурно-оздоровительные праздники (например, ежегодный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты» и др.).
- Построено четкое взаимодействие детского сада и детской поликлиники: с одной стороны, врач-педиатр информируют родителей и педагогов о необходимости оказания помощи детям; медсестра, прикрепленная к детскому саду, контролирует физическую нагрузку на занятиях, которая варьируется в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за самочувствием.
- В тетрадях здоровья прослеживается физическое и психическое состояние ребенка с момента поступления в детский сад до выпуска в школу: антропометрия, динамика заболеваемости, переход из одной группы здоровья в другую, данные осмотра врачами и педагогами-специалистами.
За годы сотрудничества нами успешно апробированы различные формы мероприятий: соревнования, физкультурные досуги, викторины, спортивные праздники, экскурсии, походы, Дни здоровья и т. д. И все они вызывают у детей только положительные эмоции.
Таким образом, только слаженная работа педагогического коллектива, личная заинтересованность каждого педагога в отдельности, определение и реализация разнообразных, наиболее эффективных форм взаимодействия даёт положительные результаты в организации работы с социальными партнёрами, позволяющими эффективно решать вопросы полноценного физического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья.