Формирование духовно-ценностных ориентиров при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Трошина Т.Е., учитель начальных классов ГБОУ школа № 460

В нашем большом современном мире важную роль занимают общечеловеческие ценности. Как сложно порой сделать нравственный выбор взрослому человеку! А что же тогда делать ребенку?

Стратегия развития воспитания в нашей стране направлена на формирование в том числе и духовно-нравственных ценностей. Как этого добиться? На помощь приходят школьные дисциплины. Одним из предметов школьного курса является урок ОРКСЭ, который начинают изучать младшие школьники в 4-м классе. Содержание курса разделено на несколько блоков, куда входит изучение религиозных культур и светской этики. Данные предметы более глубоко знакомят современного школьника с такими понятиями, как культура народов России,  Родина, религия, семья, этика в поступках и в отношениях с другими людьми. Изучение курса и разъяснение этих понятий направлено на воспитание нравственной личности. Что входит в это понятие? Кто этот  нравственный человек? Это гражданин, знающий  традиции  своего народа и с уважением относящийся к другим людям и народам нашей огромной многонациональной страны.

Как курс ОРКСЭ помогает формировать данные качества? Несомненно, это работа с информацией и поиск необходимых данных, в процессе которого  формируются умения  анализа и синтеза (учимся анализировать и оценивать поступки с точки зрения нравственности и морали). Выполнив анализ ситуации и дав ей оценку, ученик находит пути решения.

Помимо этого, предмет ОРКСЭ помогает ученику ответить на вопрос: зачем и ради чего человек стремится к духовно-нравственному развитию в жизни? Изучая новые темы в различных форматах урока, будь то урок-игра или урок-практикум, ребята могут применить изученные понятия в жизни класса, семьи. Почему? Ответ прост – данные понятия в первую очередь познаются в семье и школе – это забота  и равнодушие,  добро и зло, верность и предательство. Эти понятия отражают суть духовности человека. Исходя из практики проведения урока ОРКСЭ,  было отмечено, что ребята с удовольствием идут на урок, особенно если он проходит в игровой форме – они сами придумывают жизненные ситуации и разные пути выхода из них.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что курс ОРКСЭ безусловно полезен и нужен для духовного и нравственного обогащения современного школьника.