Ушакова Т. В., учитель истории и обществознания, ОДНКНР
ГБОУ СОШ № 606 с углубленным изучением английского языка
имени Героя Российской Федерации К.Ю. Сомова
Учитель, ты делаешь великое дело и нельзя его делать с пренебрежением.
К.П. Победоносцев
Сегодня, как и ранее, школа остаётся для молодого человека местом, где он учится, ошибается, знакомится, но главное, школа – это первое испытание на прочность его внутренних устоев. Школа – это место, где ребёнок попадает в заботливые руки учителя – своего первого и главного помощника, друга, наставника, иногда и «судьи», который помогает ребёнку в новом сложном мире стать настоящим человеком! Не зря говорят: «Быть учителем – это призвание»!
На четвертый год обучения в школьной программе появляется, наряду с уже знакомыми предметами, новый! И это не просто предмет – это тот урок, на котором ребёнок может обсудить с учителем и одноклассниками свои накопившиеся духовно-нравственные проблемы, задать вопросы и, конечно, найти на них ответы. Это ОРКСЭ. Получая ответ, ученик приобретает «росточки» нравственности, которые при развитии дадут свои плоды.
Перейдя в основную школу, учащийся осваивает еще один предмет – ОДНКНР, который ложится на подготовленную почву. На этих уроках мы продолжаем говорить о нравственных ценностях человека, о роли религии в становлении личности человека, о том, как поступать в жизни, основываясь на своих убеждениях.
Как организован курс ОРКСЭ? Прежде всего он предполагает деление класса по выбору родителей для изучения того или иного направления (модуля). А что мы видим в предмете ОДНКНР? В первую очередь, единство! Класс уже не делится на группы, а все остаются вместе. Конечно, это добавляет определенную сложность учителю, но на то он и учитель, чтобы заинтересовать ребёнка. И тут же вопрос: «А почему, если это продолжение ОРКСЭ, то мы остались вместе?» Ответ очевиден: «Это нечто другое, но не менее ценное для формирования личности молодого человека».
Рассчитываю, что со мною многие согласятся в том, что в современном мире далеко не все семьи религиозны. И ребенку, находящемуся на пути становления, порою негде соприкоснуться с религией как основой устоев мировоззрения вне зависимости от национальной принадлежности. Как раз уроки ОДНКНР и направлены на это. На них ребенку дается возможность соприкоснуться с основами мировых традиционных религий и отношением людей к ним. Далее, проявив интерес, учащиеся имеют возможность его развить. Через что же можно это осуществить, какие средства будут подходящими? Здесь, на мой взгляд, ответ лежит на поверхности – через культуру, искусство, личности людей, внесших огромный вклад в их развитие. И, несомненно, значимую роль играет то, что растущий человек также развивается в современном информационном пространстве, что, несомненно, крайне сильно влияет на формирование личности. И если в школе не будет «извлечения» детей из того сумасшедшего потока информации, в котором они постоянно находятся, что станет с нашими детьми в будущем? В этой ситуации на помощь «извлечению» ребёнка приходят помимо, конечно, и других предметов, как раз ОРКСЭ и ОДНКНР!
Мы видим, что именно через культуру можно делать маленькие шаги, подталкивающие подрастающего человека к духовно-нравственному развитию. Государство, осознавая значимость этих предметов, видя результаты образовательного процесса, продлевает курс ОДНКНР (начав его с 5 класса) в основной школе. И личность учителя, его любовь к своему делу дадут возможность молодому человеку впитать основополагающие духовно-нравственные традиции, устои, обычаи и стать гражданином и патриотом России!