Боброва А.Н., учитель информатики и ИКТ ГБОУ школа № 645
«Я никогда не буду учителем и не пойду работать в школу, – говорила я, учась в школе, – ни за что и никогда». Перед моими глазами была мама – заместитель директора по УВР, больше 10 лет работающая в школе, – я буквально там росла, проводила в школе времени больше, чем дома, и я понимала, что работать в этой сфере не хочу. Но тогда я совсем забыла простую истину: «Никогда не говори никогда», – и вот через 8 лет после окончания школы я вновь окунулась в бурную школьную жизнь, но уже в качестве учителя. За прошедшие с этого момента два года я пришла к выводу, что оказалась на своем месте.
«Есть учителя, а есть урокодатели», – сказал мне мой наставник в одном разговоре о методах преподавания. С тех пор я все чаще ловлю себя на мысли, что не хочу быть «урокодателем», и, думаю, очень сильно на это повлияли учителя, что были рядом со мной во время учебы, и те наставники, что оказались рядом сейчас.
Моя первая учительница не стала для меня той самой путеводной звездой в мир знаний, на нее осталась только горькая (а сейчас скорее смешная) обида семилетней девочки за несправедливый красный треугольник, что приравнивался к двойке. А вот вторая моя учительница – Продайко Татьяна Петровна – по праву заняла место «классной мамы». Я с благодарностью вспоминаю, как она занималась со мной на каникулах, когда я переходила в другую школу. Там уже писали диктант, а мы еще не изучили весь алфавит. Конечно, она тоже ругала и ставила не только положительные оценки, но никогда не было ни единого сомнения в том, что это несправедливо и незаслуженно. Ее уроки были интересные, в школу хотелось бежать и не хотелось из нее уходить. Благодаря ее легкой манере подачи материала даже сложные вещи не казались таковыми, а ее вера и умение превратить мое «упрямство» в «упорство» давали высокие результаты.
Она любила каждого из нас, и мы отвечали ей взаимностью. Мы были её последним выпуском – после Татьяна Петровна ушла на пенсию. А проводить ее в последний путь через несколько лет собрались её выпускники самого разного возраста: мы, еще не закончившие школу, и те, кто закончил ее много лет назад и привёл уже своих детей в класс к прекрасному Педагогу с большой буквы.
В основной и средней школе учителя были разные: кто-то был действительно учителем, кто-то «урокодателем», но это уже было неважно, потому что во мне умение и желание учиться уже оказалось заложено, и оставалось только бережно поливать этот росток, чтобы он продолжал расти. Но планов быть учителем не было. Закончив школу с медалью, я выдохнула и решила, что попрощалась с ней навсегда, поступив в технический ВУЗ. В университете ситуация была, как в школе: чьи-то пары буквально пролетали, на чьи-то не хотелось идти даже под угрозой отчисления.
После университета я временно устроилась преподавать робототехнику в кружок, и никак не могла понять – нравится мне работать с детьми или нет. Именно тогда мама подкинула идею пройти переподготовку на учителя информатики, если захочу продолжать в этом русле. Но вскоре из этой сферы я ушла, и начатая переподготовка легла в долгий ящик на четыре года.
В целом, если говорить о знакомстве со школой, то оно началось задолго до моего зачисления в первый класс. Мама работала учителем истории, и я часто проводила время в школе, когда меня не с кем было оставить. Я видела, как мама готовится к урокам, пишет конспекты, старается сделать урок интереснее. В рамках домашних заданий к ее урокам дети лепили из пластилина глиняные таблички с клинописью и посуду древнего мира, клеили модели домов крестьян… И сейчас даже для старшеклассников она старается придумать интересные задания, например, написать программу политической партии или рассказать о какой-нибудь субкультуре. Она приветствует креативный подход учеников к решению задач и позволяет некую толику уместного юмора в рамках урока, при этом давая качественные знания, что подтверждается результатами экзаменов.
Именно она была моей поддержкой и опорой во время учебы и продолжает ею оставаться. А также быть примером учителя.
Я могу сказать, что мне очень повезло с наставниками в моей профессиональной деятельности. Придя работать в школу, я столкнулась с колоссальной поддержкой как руководства, так и коллег. Во-первых, большую роль сыграло доверие директора и то, что она дала мне возможность плавно влиться в преподавательскую деятельность и определиться, что больше подходит и нравится: уроки или дополнительное образование.
Во-вторых, помощь пришла от заместителей директора: я всегда знаю, что могу прийти к кому-нибудь из них и получить ответ на свой, пусть иногда и глупый, вопрос. Это еще одна вещь, которой меня научили мои учителя, – не бойся задавать вопросы, тогда многих ошибок можно избежать.
В-третьих, огромную помощь не только в первый год, но и по сей день оказывают мои коллеги. В начале пути они помогли разобраться со всеми бумагами, которые составляют важную часть работы учителя, они всегда готовы поделиться какими-то уже имеющимися наработками, поддерживают, помогают, советуют.
Вначале мне жутко мешал так называемый «синдром самозванца», мне казалось, что это не мое место и как я вообще могу кого-то чему-то учить. Но сейчас, благодаря поддержке наставников и отдаче учеников, я чувствую себя там, где должна быть.
И теперь, имея некоторый опыт, я четко вижу разницу между «учителями» и «урокодателями» и стараюсь брать пример только с первых. А если вдруг стану вторым, то оставлю место другому горящему делом учителю.