Злобина В.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 12
Чтение – вот лучшее учение!
А.С. Пушкин
Книга – уникальная сокровищница знаний. В ней хранится опыт многих поколений. Вырабатывать любовь к чтению нужно с раннего детства, тогда и во взрослом возрасте человек будет стремиться к обучению.
Жизнь семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом пример. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного. В процессе семейного чтения реализуется как психологическая, так и социальная функции общения.
Существует много прекрасных произведений, стихов и рассказов о любви детей к родной семье, к родителям, бабушке и дедушке, к сестрам и братьям – это произведения Я. Акима, А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, С. Маршака, Р. Погодина.
Честность, совестливость, уважение к людям и себе, любовь к знаниям и труду, ответственность, чувство долга перед семьей, отцом, матерью – все это ненавязчиво входит в сознание ребенка при чтении хороших книг.
Ведь не секрет, что чтение — это процесс творческий, а читатель – великий творец. Значит, книг дома должно быть много. Должны быть книги для взрослых и книги для детей. То есть должна быть домашняя библиотека. Не просто набор книг, а именно библиотека. Стремление родителей воспитать у своего ребенка такие качества характера, как доброта, честность, порядочность определяет присутствие в библиотеке таких книг, как народные сказки о животных и социально-бытовые, литературные сказки писателей XIX столетия: К. Д. Ушинского, В. Ф. Одоевского, Л. Н. Толстого, В. И. Даля. Рассказы, созданные детскими советскими писателями XX века В. Драгунским, Н. Носовым, В. Осеевой и многими другими, тоже не потеряли своей актуальности – они учат честности, порядочности, умению держать слово, верности, скромности. Эти качества и в наше время не потеряли ценности, а в нашей домашней, семейной жизни, пожалуй, стали цениться еще больше.
Для ребят постарше (примерно 5-6 лет) можно предложить басни И. А. Крылова, правда, чтение требует серьезного отношения родителей к содержанию басен – язык басен очень сложен, да и мораль (нравоучение в конце или начале басни) не всегда понятна ребенку, т. к. моральные и нравственные нормы только складываются у малыша.
Стремление развить в малыше познавательную активность («хочу все знать») останавливает наш выбор на самых разных энциклопедических изданиях, которые так любят современные дети. Однако не стоит забывать о таких бесценных с точки зрения развития пытливости, любознательности ребенка литературных произведениях, как «Городок в табакерке» В.Ф.Одоевского и ему подобных, погружающих читателя в волшебный, сказочный мир механизмов, растений и животных (рассказы и сказки о природе В. Бианки, Н. Павловой, С.Сахарнова, Г. Снегирева и др.) или микроскопических существ (например, «Петька-микроб» Г.Остера).
Желание научить любимое чадо смотреть на мир с улыбкой, относиться к себе с достаточной долей самоиронии определяет, наверное, самую любимую часть детской библиотеки – игровую, «потешную» – это рассказы Н. Носова, стихи Д. Хармса, произведения Г.Остера и Э. Успенского, С. Маршака, С. Михалкова, Э.Мошковской и др. Шуточные, озорные стихи и сказки, рассказы очень полезны детям, потому что развивают чувство юмора, а тем самым способствуют формированию гибкости ума, сообразительности, тонкости восприятия.
Запомните, книги, которые выбирают взрослые, должны воспитывать у ребенка хороший художественный вкус и развивать чувство прекрасного.