Добрый день, уважаемые коллеги!
Педагогическая конференция этого года, безусловно, имеет некоторое отличие от наших традиционных встреч в конце августа. Обычно мы подводим итоги учебного года, определяем круг проблем, формулируем задачи на новый этап нашей совместной деятельности, обмениваемся положительным опытом… И отчасти эта модель сегодня будет сохранена. Но поскольку 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, нам хотелось бы немного сместить акценты и в большей степени говорить на конференции о первостепенной роли учителя и безусловной важности воспитательной работы в жизни образовательных учреждений.
Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Это решение было принято в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя.
В сложный период преобразований, глобальных перемен очень важно, воспитывая и обучая, формируя личность ребенка, закладывая в основу гуманистические ценности, формировать правильные ориентиры. Для решения этих актуальных задач педагогу необходимо постоянно быть в поиске, совершенствовать свое мастерство, учить и учиться. Миссия года – воздать должное уважение нашим учителям и повысить интерес молодежи к педагогике.
Год педагога и наставника – это, действительно, значимый для педагогической общественности период, который стал точкой отсчета новой реальности российского образования. Изучая появившиеся в этом году документы, мы можем утверждать, что траектория развития российского образования меняется. Сегодня мы говорим о суверенном образовании, подчеркивая необходимость обретения прочных фундаментальных основ, которыми славилась наша школа.
Учитель решает огромное количество серьезных задач и в части обучения, и в области воспитания. Что демонстрирует переживаемый нами исторический вираж? Какую проблему выявляют новые исторические условия? Проблему единства. Все мы понимаем, насколько важно для сохранения нашего мира, нашей страны, нашего языка и нашей истории единство морально-этических, духовных ценностей, настоящая связь поколений, осознание юными умами глубины исторической правды, от понимания которой и зависит истинная готовность встать на защиту своего дома, своей Родины, следуя велению сердца. И о путях решения этих задач наши коллеги сегодня обязательно расскажут.
В Пушкинском районе Санкт-Петербурга 86 образовательных организаций, в которых успешно трудятся почти пять тысяч педагогов. Мы гордимся своими традициями, победами в конкурсах, качеством образования, которое получают выпускники наших школ. Много интересных инициатив реализуется в работе с молодыми учителями, совершенствуется система наставничества, живой интерес вызывают проекты дошкольных образовательных учреждений, инновационные идеи педагогов Царского Села не только широко представлены в регионах страны и за ее пределами, но и высоко оценены коллегами.
Год педагога и наставника был открыт в Пушкинском районе на торжественной церемонии 18 января 2023 года. Формат мероприятия позволил нам поговорить о путях развития нашей районной образовательной системы, отметить прочную связь традиций и новаций, обеспечивающих высокие показатели образовательных результатов. Особое внимание было уделено включенности педагогов района в систему повышения квалификации, конкурсное движение и проектную деятельность.
Открывая год педагога и наставника, мы ставили перед собой масштабные задачи:
- Оперативно включиться в региональные программы, которые сопровождает Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.
- Провести цикл обучающих семинаров не только районного, но и городского уровня. Более четырехсот участников обменивались опытом на площадках наших учреждений.
- Презентовать инновационный опыт наших школ. В 2023 году в районе увеличилось количество стажировочных площадок.
- Активизировать работу методических объединений наставников и классных руководителей. Созданы и реализованы новые образовательные программы повышения квалификации.
- Завершить «деятельностный» этап Программы развития районной образовательной системы. Все семь творческих групп представили в конце июня свои разработки, получили экспертные оценки коллег и приступили к «аналитическому» этапу работы.
- Принять активное участие в конкурсах педагогического мастерства. Мы можем гордиться результатами: наши коллеги вошли в группу финалистов, стали лауреатами и победителями престижных конкурсов «Городской этап конкурса профессионального мастерства», «Петербургский урок», «За нравственный подвиг учителя», премии Правительства Санкт-Петербурга лучшим учителям и воспитателям.
- Создать в районе сеть классов психолого-педагогической направленности.
- На всех уровнях пропагандировать профессию учителя, используя возможности электронных ресурсов и социальных сетей. Публикации на страницах «Царскосельской газеты» и электронной газеты «ПеЛиКАН» позволили больше узнать о наших замечательных коллегах. А самое главное – достоверно, воодушевленно, с чувством глубокой признательности рассказать о людях, которые посвятили себя делу обучения и воспитания.
По итогам первого полугодия можно сказать, что мы значительно перевыполнили задуманное. Не все планы еще реализованы, но до конца года мы сумеем завершить проект «Наставничество – это умение вдохновлять», провести встречу молодых педагогов с представителями педагогических династий, принять участие в «Большой учительской неделе», выявить лучших наставников в рамках районного конкурса педагогических достижений и, при содействии муниципального образования Павловск, выпустить книгу о замечательных педагогах Пушкинского района.
Реализуя творческие проекты, воплощая свои инновационные идеи, учитель никогда не забывает об учебной работе. Вопросы качества образования в течение года также находились в поле зрения педагогических коллективов.
Итоговая аттестация продемонстрировала достойный результат: 8 выпускников из шести школ района (93,406, 409, 552, 606, Царскосельской гимназии) на выпускных экзаменах получили максимальный балл. 225 одиннадцатиклассников сдали экзамены в пределах 90-99 баллов.
Лучшим доказательством качественной работы учителей является количество выпускников, награжденных знаком «За особые успехи в учении», и медалистов, получивших свои заслуженные награды. И в каждой – совместный труд педагога и ученика.
Всероссийская олимпиада школьников традиционно является серьезным испытанием для организаторов и участников. Мы сумели преодолеть технические, организационные сложности и очень гордимся нашими призерами.
В 2022-2023 учебном году обучающиеся Пушкинского района приняли участие во всех оценочных мониторингах, согласно федеральным и региональным планам. По результатам регионального мониторинга функциональной грамотности в Пушкинском районе в целом наблюдается положительная динамика, а результаты финансовой грамотности – выше городских. Самые высокие результаты регионального мониторинга продемонстрировали школы №№ 606, 407, 695.
На городском педагогическом совете, который прошел в дискуссионном формате, на обсуждение были вынесены четыре темы:
- формируем образовательную среду;
- создаем возможности для успеха;
- готовим кадры для новой экономики;
- воспитываем граждан своей страны.
Возможно, эти направления вам будет интересно проанализировать в течение года на своих методических заседаниях и педагогических советах.
На ключевой вопрос: «С чего начинается Родина?» организаторы городской конференции дали очень важный ответ: «Родина начинается с Учителя…» Присутствующим в зале педагогам было также предложено выбрать наиболее важные качества для современного учителя. Отрадно, что Петербург остался верен себе – 72 процента (!) проголосовали за две позиции: «глубокое знание предмета, умение передать эти знания ученикам» и «любовь и уважение к детям, соучастие и неравнодушие».
Таковы задачи на новый учебный год. И я убеждена, что мы с ними справимся. Наша районная образовательная система уже много лет доказывает свою устойчивость и способность к совершенствованию, невзирая на определенные трудности. Мы по-прежнему перегружены, но…
- открываются новые учреждения;
- формируются образовательные комплексы;
- увеличивается число педагогов;
- реализуются новые проекты;
- укрепляется сетевое взаимодействие;
- опыт наших учителей и воспитателей высоко оценивается педагогическим сообществом.
Следовательно, мы не стоим на месте, и все вместе сможем дать современной, нашей, Российской школе новый импульс развития.