Владыкин Б.А., учитель географии и биологии ГБОУ школа № 449
У каждого человека есть педагогический наставник. В высшем учебном заведении – куратор, в школе – учитель, в детском саду – воспитатель, а в семье – это родители.
В моей жизни роль педагогического наставника принадлежит маме. Моя мама – Людмила Яковлевна Владыкина, учитель начальных классов, после окончания педагогического училища семь лет проработала старшей пионервожатой, потом, окончив педагогический институт, заместителем директора по воспитательной работе, а в настоящее время она является директором средней общеобразовательной школы. Её педагогический стаж составляет 37 лет. Влюблённая в свою профессию, не жалея личного времени, она всем сердцем, творчески отдаётся любимому делу.
С самого детства я жил в педагогической среде на улице Школьной, где в каждом доме жили учителя всех педагогических направлений, все друзья семьи – педагоги. Так как большую часть дня мама проводила в школе, мне пришлось с самого раннего детства постигать азы педагогической профессии: я смотрел, как проводятся уроки и заполняется документация, в группе продлённого дня объяснял ребятам младших классов, как нужно выполнять задания. Мамины коллеги говорили, что из меня получится хороший учитель. В школе я попал в профессиональные руки педагогов, имеющих звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации», учителю начальных классов Алевтине Валентиновне Серебренниковой, учителю биологии и химии Вере Вячеславовне Кожевниковой и учителю географии Ирине Васильевне Трефиловой. Они сумели меня заинтересовать своими предметами и предопределили мой будущий выбор профессии. Благодаря своим наставникам я выбрал профессию учителя географии и биологии.
Каждый из этих людей сильно повлиял на мое восприятие окружающей действительности. Один своими советами, другой – историями из жизни, а кому-то хватило всего одного действия, чтобы направить поток моих мыслей в нужное русло. Наблюдая за этими людьми, за их многогранной, невероятной и захватывающей жизнью, я каждый раз делал для себя определённые выводы и понимал, в каком направлении я хотел бы развиваться. Взаимное доверие – это фундамент, на котором строятся отношения наставника и наставляемого с самого начала. И я, будучи школьником, дорожил их дружбой, доверием и воспринимал как наставников.
С уверенностью можно сказать, что любому подростку на этапе взросления нужен значимый взрослый, который мог бы ответить на волнующие и пугающие вопросы, который принял бы его таким, каков он есть, и в прямом смысле наставил бы на путь.
Начиная преподавать в школе, молодые специалисты сталкиваются с проблемами, связанными с их профессиональным становлением и личностным развитием. Подготовка начинающего педагога к сложной многофункциональной деятельности – это целостный, длительный и непрерывный процесс, который должен быть направлен не только на развитие его профессиональных компетенций, но и на формирование личностных качеств, необходимых носителю культурных и нравственных ценностей. Наставничество подразумевает передачу не только знаний и опыта, но и моральных ценностей и нравственных ориентиров от старшего поколения учителей к младшему. В наставничестве чрезвычайно важно, чтобы характер взаимоотношений был двусторонним: с одной стороны, должна быть мотивация наставника осуществлять свою деятельность на добровольной основе, а с другой – осознание молодым педагогом важности и ценности этого процесса.
Молодой учитель должен быть не только реципиентом, но и активным участником этого процесса, способным привнести в него новые идеи и нестандартные решения. Такое взаимодействие способствует профессиональному становлению молодого педагога, формированию у него мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в профессии.
Я благодарен своей маме и её коллегам, которые помогли мне выбрать свою дорогу. Я продолжаю их путь, а после меня вдаль за горизонт отправятся другие, выбравшие профессию учителя делом своей жизни.
Я очень рад, что на моём педагогическом пути стояли и стоят педагоги – профессионалы своего дела, которые всегда помогут и поддержат. Они – моё вдохновение и пример, благодаря им я чувствую себя уверенным и готовым к трудностям, которые всегда могут возникнуть в школьной жизни. Теперь уже и я стараюсь помогать коллегам, как и мне помогали ранее. Педагогика – дело коллективное, захватывающее, невероятно интересное: опыт и идеи каждого участника образовательного процесса и создают ту самую эффективную образовательную среду, в которой каждый ученик может достичь своих целей.