Гришанович Е. Н., воспитатель ГБДОУ детский сад № 8
Каменяр С. И., воспитатель ГБДОУ детский сад № 8;
Уколова Н.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 8
Через воспитание любви к родному уголку
формируется любовь детей к своему Отечеству.
В.А. Сухомлинский
Добрый день, сегодня мы хотим с вами поделиться своим опытом участия в районном педагогическом конкурсе методических разработок игровых культурно-образовательных практик «Детский остров», организованном при поддержке ИМЦ Пушкинского района и кафедры социально-педагогического образования СПб АППО.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, именно в этот период формируется активная сопричастность к её истории, культуре, природе, её достижениям и проблемам.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре. Игра как педагогическая форма, организованная воспитателем, способствует решению образовательных и воспитательных задач. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: непосредственно образовательная деятельность (познавательное) и игровое (занимательное).
Наш детский сад № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга расположен в историческом районе София, который находится в южной части города Пушкина (бывшее Царское Село). София в прошлом — уездный город.
В своеобразии этой части Пушкина не откажешь, ее история интересна и таит в себе множество тайн.
Именно поэтому мы приняли решение дать детям возможность познакомиться с историей своего места жительства с помощью игры “Невероятные путешествия по историческому району София”. Для детей мы выбрали близлежащие к нашему детскому саду улицы исторического района. Ходилка-бродилка “Невероятные путешествия по историческому району София” – игра по изучению прошлого и настоящего родного города с использованием разнообразных средств обучения.
Данное игровое пособие предназначено для детей 5 – 7 лет и представляет собой настольную карту с изображением улиц и достопримечательностей микрорайона. В комплект игры входят технологические карты игр (информация об игре: как изготовить игру и как в нее играть), карточки, на которых имеется информация о тех или иных объектах. В нашей игре детям предлагаются задания в виде авторских дидактических игр, загадок и вопросов.
Игра нацелена на ознакомление детей с улицами и достопримечательностями нашего микрорайона, закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем родного города, названий исторических памятников. Игра направлена не только на развитие представлений о родном городе, но и на развитие речевой активности детей, расширение словарного запаса, способствует развитию умения работать с маршрутным листом.
Игровое дидактическое пособие позволяет развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификацию. Учит организовывать действия и поведение детей.
Соблюдение правил в игре требует от них определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать негативные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата в игре. Педагог обязан помнить об этом.
Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Важной особенностью краеведческой игры является приобщение детей к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание у детей чувства любви к родному городу, гордости и привязанности к своей малой Родине, стремление сохранить её чистой и красивой, то есть игра в целом способствует формированию патриотических чувств.
В итоге проведенной работы был получен положительный и значимый результат – это выполнение установленных правил и поставленных задач во время, ознакомление с близлежащими улицами и достопримечательностями района София. С целью привлечения малоактивных родителей планируем организовать совместную экскурсию и закрепить полученные в игре знания на практике.
Ценность игры состоит в возможности применения педагогом данного игрового пособия в процессе организации воспитательно-образовательного процесса, что имеет важное значение для подрастающего поколения.