Сидорова Р. Р., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение детей к миру взрослых.
Профессия ветеринар — одна из самых древних профессий на земле. Люди стали врачевать животных со времен их одомашнивания. С этой поры появилась и необходимость их лечить и ухаживать за ними. Открывать специальные школы для ветеринаров начали в средние века. Сейчас этой профессии учат в институтах, как и докторов, и инженеров, и учителей, и воспитателей. От полученных специалистом знаний и умений зависит жизнь наших меньших братьев. В России возникновение ветеринарии как науки связано с именем Петра I.
Мир животных чрезвычайно привлекателен, животное в доме – важный фактор воспитания подрастающего поколения. Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявляет о них заботу. Вовлекая детей в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в них чуткость, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помочь делом.
Решая в ходе проектирования различные задачи познавательного характера, дети понимают значимость и ценность труда взрослых, обогащают и активизируют свой словарный запас.
Целью нашего проекта являлось формирование предпосылок ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста; воспитание гуманного отношения к живым объектам природы через обогащение и углубление у детей представлений о домашних животных, проживающих в квартире, о способах ухода и общения с ними.
На начальном этапе мы показали детям презентацию о профессиях ветеринара и кинолога, а также о труде волонтера. Задачи были следующие: ознакомить детей с этой деятельностью; со специальной одеждой и инструментами; с особенностями трудового процесса. Ребята узнали, где трудятся представители этих профессий, какие предметы–помощники им помогают.
Далее у нас состоялась онлайн-экскурсия в ветеринарную клинику, где было наглядно показано детям, как врач принимает и лечит своих пациентов-животных, какие приборы для этого ему служат.
Дети оказались под таким впечатлением от данной экскурсии, что захотели сами в саду открыть свою ветеринарную клинику и полечить своих игрушечных питомцев. Мы с удовольствием поддержали эту идею и построили вместе с детьми свою клинику с настоящими докторами, приборами и даже игрушечными пациентами, которых принесли из дома дети.
С помощью родителей была создана выставка рисунков с изображением своего питомца и его описанием, в котором указаны кличка, порода и размещён рассказ об особенностях ухода. Родители поддержали нас и дальше, приняв участие в благотворительности, – нашли приют для бездомных животных и оказали необходимую помощь, посетив приют вместе со своими детьми.
Конечно же, наш проект не обошёлся и без профессии будущего. Мы рассказали ребятам о создании роботов-питомцев, которые могут разговаривать, помогать по дому, играть. Ребята выясняли, какие же профессии надо задействовать, чтобы получить, например, робота-собаку.
В результате реализации проекта нами собраны различные картотеки по теме, каталоги загадок, стихов, дидактических игр, настольных игр, пальчиковой гимнастики.
В рамках проекта родителями были сшиты две игрушки в технике «Тедди»: ворона Лариса и мишка Тедд, у животных двигается голова и конечности. С помощью игрушек дети запоминали части тела животных и лечили их.
За время проектной деятельности ребята побывали не только ветеринарами, но и кинологами, и волонтерами вместе со своими родителями.
В дальнейшем приобретенные навыки ухода за домашними животными и их лечения использовались детьми в сюжетно-ролевых играх по теме проекта.
Итоговым продуктом нашей деятельности с детьми стала постройка ветеринарной клиники с необходимыми атрибутами, а с родителями – создание книги «Мои любимые питомцы».
Данный проект позволил сформировать представления детей о профессиях в области ветеринарии, понять значимость этих профессий, воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых и любовь к животным.