Лазарева О. Н., учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 335
С сожалением приходится сознавать, что культа книги в современном обществе нет. Нас, учителей, беспокоит не отсутствие книг, а неуклонное вымирание русских читателей. Тех, для кого книга – добрый собеседник; тех, кого зачаровывает язык, подкупает художественный образ. Надо быть духовно очень свободным человеком, чтобы вместо потери времени у телевизора или телефона взять в руки томик стихов Ахматовой или роман Тургенева.
Сегодня уже далеко не каждая мать способна спеть своему ребенку колыбельную песню. И далеко не каждый ребенок способен выучить наизусть стихотворение более трех строф. Ни для кого не секрет, что все больше детей вырастают, так и не взяв в руки хорошую художественную книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами, случайными журналами, а впоследствии – вялыми попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.
Как бороться с детским нечтением? И надо ли с ним вообще бороться?
Большинство мам и пап мечтают, чтобы их дети были здоровыми, счастливыми и успешными, умными и развитыми. Замечательно, когда родители эти качества ставят в один ряд с честностью, порядочностью, добротой. Но как же всего этого достичь без обращения к книгам? В чем причина того, что сегодня дети в среднем читают меньше, чем их сверстники лет двадцать назад? Можно предположить, что ответственны за это несколько причин, в том числе – изменение информационного потока, общее ускорение темпов жизни, смена общественных ценностей и изменившееся отношение к книге вообще.
Все большее количество информации, особенно информации актуальной для юношества и масскультуры в целом, идет сегодня через телевизор, компьютерные сети и смартфон. Такова объективная реальность. Общее ускорение темпов жизни заключается в том, что ребенок с детства привыкает к определенному количеству информации и событий на единицу экранного или книжного времени. Это количество, судя по современным мультфильмам и видеоклипам, очень велико. Привыкнув к такой информации, дети, естественно, с трудом читают, к примеру, английские или русские романы XIX века, где скорость существования событий и образов принципиально отличается от последнего клипа Моргенштерна или современной продукции мультиндустрии.
Дети мало читают, и это вроде бы нормально. Но если у вас достаточно культурная и читающая семья, недовольная современным засильем масскультуры; если вы хотите добиться того, чтобы ваши дети читали, то вам нужно в первую очередь определиться: что именно вы хотели бы видеть в руках своих детей?
Если мы хотим, чтобы ребенок читал классику и книги, которые заставляют думать, нам придется потрудиться. Для начала нужно забыть о комиксах и журналах с наклейками. Насильно заставлять брать книгу не надо. Надо ее ЧИТАТЬ как можно больше и чаще вместе с детьми, заражать их своей любовью к слову, устраивать семейные чтения и сделать это традицией.
Читайте вслух маленькому ребенку увлекательные сказки. По личному опыту знаю: сказки хорошо читать при зажжённых свечах. Дети замирают от восторга, в их сердцах и памяти надолго остаются неповторимые впечатления. Вот как подобные ожидания описывает Агния Барто:
Зажигают фонари за окном.
Сядь со мной, поговори перед сном.
Целый вечер ты со мной не была.
У тебя все дела да дела.
У тебя я не стою над душой.
Я все жду, все молчу, как большой.
Сядь со мной, поговори перед сном,
Поглядим на фонари за окном.
Все первоклашки и даже некоторые дошколята умеют читать, но эта радость от постижения новой науки у них быстро проходит. Пропадает азарт чтения вывесок и заголовков в папиной газете. В книжках букв так много, да и картинки разглядывать, куда интереснее – пусть лучше старшие почитают вслух. Даже когда ребенок научится читать самостоятельно, не бросайте читать ему вслух, потому что он, конечно, свободно читает букварь или хрестоматию для второго класса, но большие интересные книжки ему самому еще не осилить.
Сколько стихов в школе наизусть задавали? Строки из них многим запоминаются на всю жизнь, передаются от поколения к поколению. Так что закладывайте любовь к чтению еще в возрасте трёхколёсных велосипедов и коротких штанишек.
С ребятами постарше можно договориться читать по очереди: ты страничку, я – страничку. И не забудьте похвалить своего ребенка, пусть даже за одно прочитанное предложение.
Дети часто говорят: «Я очень медленно читаю, а так хочется узнать, что там дальше. Почитай ты!» В этом случае хороша игра «Кто лучше читает?» Выбираете отрывок текста, читаете его вслух своему ребенку и смотрите, сколько времени у вас на это ушло. Например, 40 секунд. Дальше этот же отрывок читает малыш. Допустим, он потратит 80 секунд. Казалось бы, взрослый читает лучше. Но это только начало игры. Второй раз вы читаете тот же текст – снова ушло 40 секунд, а если прочтете с выражением, то и все 50. Затем – малыш. Как правило, знакомый отрывок он уже прочтет за меньшее время, предположим, за минуту – значит, он вас обошел! У него динамика лучше. А с третьего раза ребенок и вовсе справится с текстом за те же 40 секунд. Так он улучшит свой результат вдвое, тогда как вы останетесь на прежнем уровне.
Если ребенку больше восьми лет, вы можете проявить известную хитрость – обрываете чтение на самом интересном месте. У вас появляется неотложное дело, а книжка остается лежать на столе. Вряд ли эксперимент пройдет с первой книжкой, но когда-нибудь наступит момент, когда ребенок устанет ждать и возьмет её в свои руки.
Дальше ваша задача – осторожно и настойчиво подсовывать ребенку книги. Книжки должны ненавязчиво появляться в вашем доме. Они могут приноситься из библиотеки и просто «выползать» из шкафа.
Конечно, нужно очень внимательно отнестись к выбору книг. Ориентиром здесь должен стать золотой фонд детской литературы, который имеется в каждой библиотеке. Не лишайте своих детей возможности прикоснуться к этому кладезю.
Мне известны дети, которые в девятилетнем возрасте с удовольствием читали «Властелина колец» и Жюля Верна. Как сделать чтение любимым занятием вашего ребенка? Конечно, самый прямой путь – пример родителей.
И помните: «Дети становятся читателями на коленях своих родителей». А к Маяковскому, Шекспиру и Достоевскому они придут на следующих этапах своего взросления.