Самусь А.В., воспитатель ГБДОУ детского сада № 8
Гришанович Е.Н., воспитатель ГБДОУ детского сада № 8
Астанкова Н.Ж., воспитатель ГБДОУ детского сада № 8
Жукова О. Г., музыкальный руководитель ГБДОУ детского сада № 8
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
Интерес к окружающим объектам живой природы проявляется у детей очень рано. Они замечают всё: трудолюбивого муравьишку на тропинке, подвижного жучка и крохотного паучка в густой траве. Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Дети 3-4 лет – это большие «почемучки». Однажды они увидели ползущего муравья и стали задавать вопросы: «Кто это? Умеет ли он летать? А какие насекомые есть ещё?» Реакция детей на это безобидное крохотное существо была разная. Некоторые обрадовались и заинтересовались, другие – напугались.
Проведённая нами диагностика выявила следующие проблемы: у 45% детей отсутствует познавательный интерес к насекомым, 85% мало знают о пользе и вреде насекомых.
Это навело нас на мысль организовать в младших группах экологический проект «Мир насекомых». Данный проект позволил расширить кругозор наших «почемучек», обогатить и систематизировать их знания по теме «Насекомые».
Во время проекта ребята познакомились с разными видами насекомых: бабочкой, муравьем, пчелой, кузнечиком, стрекозой, мухой, божьей коровкой. Наблюдали ребята за насекомыми на участке детского сада. Под лупой рассматривали жителей нашего участка, выделяли главные признаки насекомых (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики).
Ребятишкам понравились подвижные игры «Летает – не летает», «Весёлые кузнечики», «Бабочки и пчёлы». С большим интересом знакомились с произведениями Надежды Притулиной «Как ёжик гусенице ботиночки сшил», Виталия Бианки «Путешествие муравьишки», К. Чуковского «Тараканище» и «Муха-Цокотуха».
В группе провели ряд дидактических игр: «Назови ласково», «Четвёртый лишний», «Подбери по цвету», «Один – много», «Закончи предложение». Отгадывали загадки и искали насекомых на зелёной полянке. Строили с ребятами домики и заселяли в них наших друзей (по цвету). Раскрашивали цветными карандашами бабочек и божьих коровок. Нарисовали полянку, на которой сидели разноцветные бабочки. Рисование красками в нетрадиционной технике – монотипия вызвало восторг и удивление. На такие рисунки вдохновила ребят театрализованная сказка Татьяны Кирюшатовой «Спор бабочек».
Интересное путешествие в мир насекомых наши «почемучки» совершили с библиотекарем детской библиотеки Ириной Владимировной Гарновой. Оно прошло весело и задорно. Главным героем стал персонаж замечательной сказки Татьяны Кирюшатовой «Жучок – светлячок», который встретился со своими друзьями: бабочкой, стрекозой, пчёлкой и божьей коровкой. Театрализованное представление получилось очень эмоциональным – воспитанники познакомились с шумовым оркестром и речевой игрой с пчёлами, выучили музыкальную пальчиковую игру, пели песни и танцевали прямо на лужайке. На память сделали фото.
Не меньше впечатлений оставило в памяти ребятишек музыкальное развлечение «К нам красненький пришёл жучок, весь в горошину бочок», проведённое совместно с музыкальным руководителем Ольгой Геннадьевной Жуковой.
Красное Лето пригласило Божью Коровку в гости.
Внимание, внимание!
На нашей солнечной поляне!
Всех друзей собираем,
И на праздник приглашаем!
Во время развлечения вместе с Божьей Коровкой кружились в хороводе и веселились пчёлки, комарики и бабочки, собирали нектар и играли в игру «Солнышко и дождик», читали стихи и пели песенки, танцевали под весёлую музыку.
Спасибо солнечной поляне, что можно встретиться с друзьями,
Сегодня всех мы их узнали, повеселились, поиграли!
В ручеёк скорей вставайте – гусеницу пропускайте!
Закончили наше развлечение знакомой подвижной музыкальной игрой «Ручеёк».
Педагоги создали все условия в группе для знакомства детей с насекомыми. У воспитанников сформировались представления о вреде и пользе, которую приносят людям и растениям насекомые. У ребят появился интерес к жизни насекомых.
А также мы вовлекли родителей (законных представителей) воспитанников в работу над проектом. Родители подготовили папку-передвижку «Опасные насекомые», а воспитатели разработали для родителей (законных представителей) консультацию «Первая помощь при укусах насекомых» и пополнили информационную базу группы на тему «Насекомые и мы».