Лощинская И.В., старший воспитатель ГБДОУ №16
Ластовская О.В., воспитатель ГБДОУ №16
Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностью познавать. В нём заложен инстинкт познания и исследования мира. Задача педагога – помочь ребёнку развить и реализовать свои возможности. Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Инженерное мышление – самое естественное для ребёнка-дошкольника. Именно в этом возрасте возникают первые представления о том, как устроен мир, первые попытки познать его через созидание. Современные образовательные технологии позволяют увлекательно и интересно развивать способности ребёнка по решению интеллектуальных и личностных задач. Мы, педагоги, смотрим далеко вперед, работаем на последующее формирование и развитие инженерного мышления у подросшего ребенка, направляя его по пути научно-технического творчества по собственному замыслу.
В сентябре в нашем образовательном учреждении была предложена тема по развитию предпосылок к инженерному мышлению, где воспитанники из разных возрастных групп смогли бы продемонстрировать свои конструкторские умения в течение учебного года.
Цель нашей работы – развитие у дошкольников интереса к моделированию посредством стимулирования научно-технического творчества.
По данным правительства РФ сфера инженерии и технологии – сфера наибольшего дефицита российского общества. Поэтому работа по развитию инженерного мышления на современном этапе педагогической деятельности является актуальной и востребованной. Мы стараемся создать такие условия, при которых ребенок смог бы самостоятельно творить новые технические формы. На вопрос: «За чем стоит будущее?» следует ответ: «За технологиями и роботами». А кто создает роботов?
Для более плодотворной работы мы с коллегами отправились в Москву и посетили «Робостанцию» ー самую масштабную интерактивную выставку робототехники в России для людей всех возрастов и интересов. Здесь экспонаты на грани реального мира и фантастики, взаимодействие человека и технологий! Тело, внешний вид робота и его внутренние механизмы – результат долгой кропотливой инженерной работы. Сначала рождается образ будущего механизма, а после руками инженеров картинка становится реальностью.
После посещения выставки мы решили организовать совместно с СПб ОО «Санкт-Петербург за экологию Балтики» межрегиональный конкурс по конструированию и робототехнике «Создаём будущее вместе».
Указом Президента Российской Федерации 2022-2031 гг. объявлены в России Десятилетием науки и технологий. В рамках этой программы пригласили пытливых педагогов, талантливых детей и заинтересованных родителей принять участие в конкурсе, нацеленном на усиление роли науки и технологий.
Цель конкурса – развитие творческого потенциала и инженерного мышления у дошкольников, а также повышение творческой активности родителей (законных представителей) и педагогов посредством ознакомления с современными технологиями в среде моделирования.
Межрегиональный конкурс проводился в трёх номинациях:
- Моделирование и конструирование.
- Робототехнический проект.
- Роботокостюмы».
В этом конкурсе с интересом приняли участие учреждения из разных районов Санкт-Петербурга. Мы пригласили участвовать и наших коллег из других регионов с целью поддержки творческих инициатив. Нашей задачей было также привлечь внимание участников (воспитанников и родителей (законных представителей) к использованию вторсырья при изготовлении работ.
В финале получилось много интересных поделок. Была проделана упрощенная работа с моторами, рычагами, колесом, созданы модели по схемам, придуманы различные модели транспортных средств, макеты зданий (города будущего и роботов, обеспечивающих его функционирование), сооружений и иных объектов, предметы технического творчества.
Использовались материалы: бумага, нитки, войлок, картон, готовые механизмы, магниты, конструкторы, пустые пластиковые бутылки, втулки и другое.
Благодаря широкому выбору в номинациях произошло развитие творческого потенциала и инженерного мышления у дошкольников, развитие фантазии и умение воплощать свои идеи в жизнь, развитие навыков презентации своего сконструированного творения, а также повышение творческой активности родителей и педагогов посредством ознакомления с современными технологиями.
Жюри сложно было определить лучшие работы. Были представлены разные виды роботов, например, робот – рыба, робот – собака, робот – предсказатель, марсоход, макет «Лесопарк будущего», гидравлическое грузозахватное устройство, робот-помощник Чистюля, Адронавты, этнический робот крайнего Севера, вездеход, космолёт и ещё много интересных творений. Мы благодарны всем участникам конкурса за проявленное творчество и кропотливую работу, за создание благоприятных условий для детского самовыражения. Не каждый ребёнок может похвастаться, что его родители умеют делать роботов.
Костюмы роботов были представлены на Роботобалу. На славу удалось дефиле. Под задорную музыку дети демонстрировали костюмы, выполняли спортивные задания и танцевали.
Учебный год подходит к завершению, но работа по развитию инженерного мышления на современном этапе педагогической деятельности остаётся актуальной и востребованной. Мы планируем и дальше создавать такие условия, при которых ребенок смог бы самостоятельно создавать новые технические формы, а также способствовать формированию творческой личности, наделённой пространственным и конструктивным мышлением.