Иванова Алиса, журналист издания «Царскосельская газета»
(фото автора)
14 апреля состоялось награждение победителей и лауреатов Предметного городского конкурса «Умники и умницы» среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальных классов образовательных организаций Санкт-Петербурга. С приветственным словом к победителям обратились Наталья Николаевна Яковлева, профессор, заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО, и Андрей Анатольевич Савченков, директор школы-интерната № 8.
В последний раз школа-интернат встречала в своих стенах такое количество юных гостей из всех районов Петербурга в 2019 году до пандемии коронавируса. Впервые за три года конкурс проводился в очном формате. На входе умников и умниц встречали весёлые звери Зайка, Сова и Кот Леопольд, а в зале играла торжественная музыка. К сожалению, по состоянию здоровья не все победители смогли приехать сами за своими дипломами и призами. Для детей с ОВЗ не только конкурс, но даже награждение – непростая задача, ведь нужно преодолеть себя, приехать, дождаться пока тебя назовут, подняться на сцену. Но все, кто в этот день приехал в интернат № 8, справился великолепно и смог пробыть всё мероприятие до конца.
– Наш конкурс проходит в несколько этапов, – рассказала Юлия Евгеньевна Розова, учитель-логопед школы-интерната № 8, член организационного комитета конкурса. – Первый этап школьный, на нашем сайте в открытом доступе выложены задания, каждое образовательное учреждение проводит внутришкольный этап, определяя победителей. Второй городской этап конкурса был организован на базе школы-интерната № 8 г. Павловска в марте. В течение трех конкурсных дней ребята выполняли непростые задания по русскому языку, математике, окружающему миру. Всего во втором этапе у нас приняли участие 471 человек из 30 образовательных учреждений всех районов Санкт-Петербурга. Некоторые ребята принимают участие по всем трём предметам.
В первый раз конкурс прошёл в школе-интернате № 8 в 2004 году как школьная олимпиада. Потом к участию присоединились школы-интернаты Пушкинского района №№ 67 и 68. Официально же история «Умников и умниц» началась в 2007 году, когда конкурс стал районным. Вместе с Юлией Евгеньевной Розовой у истоков конкурса стояла учитель-логопед Татьяна Васильевна Белозерцева. В 2012 году при поддержке кафедры специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО конкурс получил статус городского.
– Когда только начинали проводить конкурс, нас спрашивали, почему он так называется. Ведь на «Первом канале» есть передача с таким же названием! Однако внимательные заметят, что слова в другом порядке: «Умницы и умники». И мы всегда прописываем расшифровку – «среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальных классов». Поэтому название решили оставить, а теперь его уже и менять неудобно, потому что все знают наш конкурс именно как «Умники и умницы» и на него ориентируются. За 16 лет наш конкурс стал популярным!
– Самое большое количество участников, которое у нас было за все годы истории конкурса, – 43 школы, – рассказала Юлия Евгеньевна. – Нас подкосила пандемия. Раньше было даже международное участие, приезжала школа из Таллина. В пандемию мы не закрылись, проводили конкурс дистанционно. Но это не те ощущения. Да, многим детям тяжеловато приезжать, проще включить компьютер и участвовать онлайн. В этом году некоторые участники тоже хотели попросить о дистанте, но сейчас говорят: «Мы не пожалели что приехали, мы даже не устали». Детям ведь тоже хочется социализации и живого общения, и такой конкурс – прекрасная возможность. К нам всегда рады приезжать, потому что дети знают, что их встретят, помогут, на все вопросы по сотому кругу ответят. Они не боятся быть на сцене. К нам они едут, как домой.
– В этом году участвовало несколько детей с расстройством аутистического спектра, – поделился директор школы-интерната № 8 Андрей Анатольевич Савченков. – Им было тяжело, но они всё равно преодолели все этапы конкурса и смогли прийти на церемонию награждения. Ребятам с аутизмом потребовалось немало усилий, чтобы принять участие в таком многолюдном мероприятии: есть реакция на музыку, на посторонних людей, это для них трудно… Но они самостоятельно вышли на сцену без сопровождения взрослых, они справились! За этой, на первый взгляд, легкостью стоит большой труд родителей и педагогов! Для каждого участника конкурс – это не только интеллектуальное состязание, но прежде всего преодоление себя.
– Для детей начальных классов с ОВЗ не было официального интеллектуального конкурса в Санкт-Петербурге, – добавляет Юлия Евгеньевна. – Были творческие, были спортивные. А интеллектуальных не было. Есть ещё конкурс «Эврика» для 5-9 классов, его проводит ГБОУ школа № 3 Красногвардейского района, и Региональный конкурс «Слушаю и говорю» для глухих и слабослышащих обучающихся начальных классов, который охватывает определенную и не столь многочисленную категорию учащихся. Для учащихся начальной школы с ОВЗ наш конкурс – единственный. А ведь таких детей тяжело учить, и им тяжело учиться – тем большее значение для них имеет признание, тем почётнее победить в «Умниках и умницах», ведь конкурс не только единственный, но и достаточно сложный. Все задания соответствуют программе «Школа России», есть базовые задания, которые доступны почти всем детям, есть более сложные. Единственная особенность – все задания подаются в игровой форме с иллюстрациями. Второй тип заданий – с повышенной сложностью. Они тоже сопровождаются картинками, но задание может быть многоуровневое, где нужно выполнить несколько инструкций.
Абсолютно глухих ребят сопровождает сурдопереводчик, как правило, на конкурсе это представители других учреждений, чтобы не было «соблазна» подсказывать своим. Для детей слепых и слабовидящих задание тоже адаптируется – шрифт либо укрупняется, либо переводится на Брайля. И с такими детьми сидит ассистент или тьютор.
Для детей с нарушениями зрения своя специфика составления заданий. Среди данной категории больше победителей по предметам «русский язык» и «математика», а вот задания по «окружающему миру» вызывают сложности, так как, именно задания по этому предмету сопровождаются большим количеством иллюстративного материала, а его очень сложно перевести на язык Брайля.
– А представьте – зашифровать то же самое на шрифте Брайля, – объяснила Юлия Евгеньевна. – Нужно объяснить задание так, чтобы дети поняли, что изображено на картинке и что они должны сделать. А мы должны так это текстово описать, чтобы слепые дети могли это представить. Им сложнее из-за восприятия мира. Но и они побеждают!
Организаторы конкурса считают, что в последние годы уровень подготовки детей несколько снизился. Это связано не столько с образованием, которое они получают, сколько с возможностями здоровья – диагнозы, к сожалению, становятся тяжелее. Кроме того, раньше многие ребята с ОВЗ находились на домашнем обучении и в конкурсах не участвовали вовсе. Сейчас, когда есть возможность инклюзивного образования, они учатся с другими ребятами вместе, и их успехи и неуспехи входят в общую статистику учебных заведений.
Главное, что дети не унывают, помимо уроков, они занимаются и плаванием, и музыкальными инструментами – рояль, скрипка, танцы в ансамбле, даже танцы на колясках. Это здорово, когда дети могут компенсировать особенности здоровья и открывать что-то новое для себя.
– Глядя друг на друга дети приободряются. Они очень по-разному проживают конкурс. Кто-то говорит, что ему было легко, что он всё решил. Кто-то наоборот, что было сложно: «Я так устал, лечь хочу». Кто-то так уверен в своей победе, что еще до объявления оценок даже представить себе не может, что победил не он. Очень приятно, что сейчас многие родители сопровождают детей на конкурс. Когда мы начинали, приезжали только учителя, но в последние годы много родителей участвует. Приезжают, сопровождают, вникают в задание: как ты написал, что там было? Соучаствуют. Проживают это вместе с детьми. Победители конкурса 27 человек – это небольшой процент от числа участников, и в этом году мы решили награждать не только победителей, но и лауреатов конкурса – рассказала Юлия Евгеньевна. – Часто детей с ОВЗ жалеют, стараются всем дать места. Но дети такое не любят, это обесценивает их старания. Равные возможности и честная победа – это то, за что уважают наш конкурс ребята, родители и педагоги на протяжении многих лет.
Со сцены все победители уходили не с пустыми руками – кроме дипломов им вручали подарки от партнёров конкурса. Много лет «Умников и умниц» поддерживает компания «Развивающие игры Воскобовича», на развивающих интеллектуальных играх которой выросло не одно поколение «умников». Оргкомитет конкурса выражает благодарность за поддержку и помощь в организации церемонии награждения конкурса компании «ТЭК», АО «Кондитерское объединение «Любимый край» ООО «Ниневия 21 век», магазину развивающих игрушек «Умка», Директору Благотворительного Фонда помощи детям «Добродушие» Машковой Е.В., а также члену Попечительского совета школы Элине Жук.