Беккер Е.А., музыкальный руководитель ГБДОУ № 29
Дошкольное детство – сенситивный период для развития и понимания эмоций, полноценного выражения умений управлять ими. Одной из таких форм самовыражения, конечно же, является танец.
Доказано, что возможно перевести музыкальный ритм любого произведения в пластические движения человеческого тела. Ритм музыки теснейшим образом связан с моторной, мышечной реактивностью человека, с его чувствами и эмоциями.
Эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, педагог может направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-ритмический репертуар. Двигаться, как подсказывает музыка, – строгий закон. Свобода и непосредственность выполнения движений во время занятий танцем составляют привлекательную особенность для детей дошкольного возраста.
В разработке и подготовке танца учитывается непосредственная реакция детей на музыку и их двигательные возможности. Дети испытывают потребность в движении, им свойственна двигательная активность, они и музыку воспринимают через движение ярче, эмоциональнее.
Темп, динамические оттенки, метроритм, строение музыкального произведения, характер музыки и будущего танца – важнейшим фактором здесь выступает эмоциональное переживание музыки. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придают движениям определенную окраску и выразительность.
Дети имеют разную двигательную подготовку: у одних плохая осанка, у других слабо развиты мышцы шеи и спины, у третьих недостаточна координация движений, далеко не все умеют согласовывать свои движения с музыкой, а также ориентироваться в пространстве и в коллективе сверстников. Мы должны выправить эти недостатки, обогатить запас двигательных навыков. Конечно, эти задачи можно решать и на физкультурных занятиях, но именно сюжетно-игровой танец выражает особенное состояние детской души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями, в которых ребенок не формально двигается под музыку, а ищет и находит средства для наиболее адекватной передачи своих чувств, того, что им владеет. Он получает огромное удовлетворение от свободных легких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов. Занятия танцем поднимают настроение, повышают жизненный тонус.
Танец характеризуется разнообразными танцевальными движениями, фигурами, трудными для исполнения и запоминания детям дошкольного возраста. Сюжетно-игровой танец с помощью танцевально- игровых движений, через разные сюжетные темы открывает детям огромное эмоциональное богатство, скрытое в каждом человеке разнообразие эмоций и бесчисленные их оттенки.
В сюжетно-игровом танце используются образные движения, отображаются движения животных, птиц, действия людей и пр. Все эти движения постепенно совершенствуются, становятся более выразительными, свободными, ритмичными, координированными, пластичными. Сюжетно-игровой танец оказывает серьёзное воспитательное воздействие: умение работать в коллективе, четкое взаимодействие со всеми участниками, формирование чувства товарищества, развитие произвольности (вырабатывается активное торможение, дети приучаются делать четкие остановки с окончанием музыки, точно переходить с одного движения на другое), воспитание активности и инициативы, уверенности в себе, повышение самооценки.
Музыка, которая используется во время упражнений, усиливает эмоции, делает ярче образные представления детей, помогает войти в нужное эмоциональное состояние. Кроме этого необходимо работать над выразительностью движений, выполняя упражнения, необходимые для создания нужного образа, включая выполнение основных движений: бег, ходьба, прыжки. Это развивает двигательные навыки детей, способствует развитию мышечного чувства.
Все эмоции, их оттенки, которые испытывает, проживает ребенок в танце, формируют привычку дружелюбно относиться к окружающим его людям, дают возможность осмыслить свое поведение, самоутвердиться в жизни.