Токаревских Н.А., методист ГБОУ школы № 297
2 марта на базе ГБОУ школы № 297 совместно с ГБУ ИМЦ Пушкинского района Санкт-Петербурга прошел районный семинар для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе ОУ.
Семинар прошел под девизом «Учимся вместе». Мы учимся всю жизнь: учимся учить, учим детей учиться, учимся и постигаем новое вместе с детьми и, конечно, учимся у детей.
Эпиграфом встречи стали слова, с которыми полностью согласны и которым хотим следовать всегда: «…Любой, кто перестает учиться, стареет, и неважно, сколько ему лет: двадцать или восемьдесят. Любой, кто продолжает учиться, остается молодым. Самая великая вещь в жизни – это сохранять свой разум молодым». Генри Форд.
На основании распоряжения Комитета по Образованию Санкт-Петербурга № 3319-р от 15.12.2021 года ГБОУ школа № 297 попала в число школ с низкими образовательными результатами.
Создавшаяся проблема была воспринята ГБОУ школой № 297 как старт дальнейшего развития, возможность проанализировать все ресурсы школы, включить новые мотивационные рычаги, построить эффективный образовательный маршрут для формирования устойчивых метаматематических результатов.
Школой были предприняты следующие шаги.
Шаг 1 – совершенствование концепции образования школы, основанной на ключевых понятиях синергетики. Синергия – греч. «сотрудничество, содействие, помощь, соучастие, сообщничество» от др.-греч. «вместе» + «дело, труд, работа, (воз)действие».
Поскольку синергетика изучает открытые системы, в которых принципиальным моментом является взаимодействие и обмен энергией и информацией между объектами и подсистемами, а педагогический процесс представляет собой специальным образом организованное взаимодействие обучающего и обучаемого, то использования ключевых понятий синергетики в образовании вполне логично. Такими ключевыми положениями синергетики являются понятия: самоорганизация (самообразование), синергия (согласованное взаимодействие), нелинейность (многовариативность или альтернативность выбора путей) и хаос (превращение неорганизованного и спонтанного пространства устремлений и возможностей учащегося в творческое поле).
Синергетический подход не является новшеством – это один из основных подходов в системах обучения и воспитания Амонашвили, Давыдова-Эльконина, Шаталова и др.
Нет сомнения в том, что с ростом интереса к синергетике в образовании будут появляться всё новые и новые методы и технологии, в которых частично или полностью будут реализованы её принципы.
Шаг 2 – целеполагание на основе анализа нереализованных возможностей, другим словом – потенциала школы. Цель – создание условий перехода «из потенциала в капитал».
Шаг 3 – РРП – результативность развития приоритетов в ОУ: востребованность, выполняемость, измеряемость и конкретность, устойчивость, управляемость, оптимальность, комплексность.
Шаг 4 – проектирование действенной модели управления школой, основанной на идее комплексного подхода к управлению организацией с семью ключевыми характеристиками (7С), включающими три жёстких незыблемых характеристики: стратегия (концентрация имеющихся сил на каждой практической проблеме и её немедленном и окончательном решении), структура (участники, иерархия, режим работы) и система управления; три меняющихся характеристики: состав работников (кадры), стиль руководства, сумма навыков. И седьмая интегрирующая характеристика – система ценностей.
Шаг 5 – инструментарий.
Опираясь на имеющийся опыт принятия административных решений, в школе создана обновленная система оценивания эффективности усвоения образовательной программы и анализа динамики личностных результатов каждого учащегося с 1 по 11 класс на протяжении всего учебного года.
Получение и обработка сводных результатов мониторинга в школе полностью автоматизировано и позволяет оперативно подобрать комплекс управленческих процедур и скорректировать цели на последующий период.
Участники семинара посетили открытые уроки:
- Урок математики в 4 классе учителя Харитоновой Ирины Владимировны.
Тема урока: «Закрепление изученного материала. Математическая прогулка по Санкт-Петербургу». - Урок обществознания в 8 классе учителя Шалониной Надежды Анатольевны.
Тема урока: «Главные вопросы экономики». - Урок математики в 6 классе учителя Пучковой Натальи Викторовны.
Тема урока: «Диаграммы». - Урок математики в 10 классе учителя Егоровой Натальи Васильевны.
Тема урока: «Синус, косинус и тангенс двойного угла». - Урок химии в 8 классе учителя Андреевой Илоны Александровны.
Тема урока: «Кислоты, классификация и химические свойства». - Урок русского языка в 9 классе учителя Пиворовой Юлии Зеноновны.
Тема урока: «Урок развития речи. Написание сочинения-рассуждения» - Урок русского языка в 6 классе учителя Щеголевой Людмилы Валентиновны.
Тема урока: «Публичное выступление – призыв «Берегите природу!».
Семинар получил высокую оценку руководства школой и коллег-участников мероприятия.