День Земли в ДО школы № 407

 Хохлова К. А., воспитатель ДО ГБОУ № 407
Еремеева О. И., воспитатель ДО ГБОУ № 407

Всемирный день Земли отмечается ежегодно. По традиции при проведении праздника звонит Колокол Мира, который является символом всеобщей солидарности людей Земли, спокойствия и мирной жизни на Земле. Надпись на Колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». В России этот праздник официально отмечается с 1988 года. Целью этой всемирной акции является привлечение внимания всех жителей планеты к экологическим проблемам. И для дошколят этот праздник очень важен.

В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Бережное и доброе отношение к природе, ко всему окружающему – это то, чему мы должны учить детей в самом юном возрасте.

В преддверии этого праздника в дошкольном отделении школы № 407 Пушкинского района была проведена викторина «Наша планета Земля».

В викторине принимали участие две команды подготовительной группы: команда «Капелька» и команда «Солнышко».

Цель этого мероприятия – развивать сообразительность, память, познавательный интерес детей; прививать бережное отношение и любовь к природе; прививать чувство коллективизма.

Готовясь к мероприятию, мы ставили перед собой следующие задачи:

  • углубить представления детей о том, что Земля – это наш дом;
  • формировать представление о том, что Землю нужно беречь;
  • формировать интерес к окружающему миру и экологическое сознание.

Как и полагается, вначале команды обменялись приветствиями, затем прошла разминка.  Командам была предложена игра «Быстрый ответ» – надо очень быстро ответить на вопросы, например, такие:

  • Белобокая птица – это кто? (Сорока)
  • Какое растение может нас обжечь? (Крапива)
  • Назовите новогоднее дерево. (Елка)
  • Назовите время года, когда просыпается природа. (Весна)
  • Угадайте лошадь в тельняшке. (Зебра)
  • Кто из животных является санитаром леса? (Волк)
  • Как называется домашний родственник зайца? (Кролик)
  • Как называется жилище медведя? (Берлога)
  • Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)

Затем надо было узнать по описанию знакомые деревья.

  • Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари, дрозды (Рябина).
  • Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нем сложено, сколько стихов написано! Стройное, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, оно всегда вызывает восхищение и радость. А мелкую пернатую братию привлекают сережки с семенами (Береза).
  • Каждый, кто проходит весной мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых душистых цветков. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен: он очищает воздух от микробов (Черемуха).
  • Это дерево легко узнать зимой по стволу почти черного цвета. Его плоды – круглые орешки – висят на ветках почти до весны. А в начале лета зацветает оно душистыми желтыми цветками. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчелы делают из ароматного сока вкусный и целебный мед (Липа).
  • Массивный и прямой ствол. Серая кора. Вдоль гладких веток растут зеленые листья разной формы и размера. У него душистый запах, во время цветения появляются сережки, когда они созреют наружу вылетает белый пух (Тополь).
  • Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства, плодами любят лакомиться кабаны, сойки и другая лесная живность (Дуб).

К конкурсу  капитанов  мы подготовили такие вопросы:

  1. Ветки каких деревьев можно встретить в бане? (берёза, дуб).
  2. Какой зверь в лесу знает, где находится мёд? (медведь).
  3. От чего утки плавают? (от берега).
  4. Первые весенние птицы (грачи).
  5. Что делает ёж зимой? (спит).
  6. Каркуша – это… (ворона).
  7. Для чего нужна вода?
  1.  Какому дереву дети очень радуются зимой? (ель).
  2. Какие камни в море? (мокрые).
  3. В пруду купался, а сух остался (гусь).
  4. Рыжая плутовка (лиса).
  5. Он начинает неделю (понедельник).
  6. Первый весенний цветок (подснежник).
  7. Для чего нужен воздух?

Капитанам, конечно, помогала команда. Но в целом лидеры самостоятельно справились со своим заданием.

Конкурс «Сказочных объявлений» вызвал у ребят восторг. Дети отгадывали, кто из зверей и птиц поместил в  лесной газете объявление:

  1. Помогу всем, у кого сломался будильник! (Петух.)
  2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне! (Ёж.)
  3. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу! (Лиса.)
  4. Что-то очень скучно одному выть на луну. (Волк.)
  5. Тому, кто найдет мой хвост: оставьте себе на память. Я успешно отращу новый! (Ящерица.)
  6. Всю ночь летаю – мышей добываю, а станет светло – спать полечу я в дупло. (Сова.)

Оказалось, что наши воспитанники многое знают о животных и растениях, но ведь весь этот животный и растительный мир надо сберечь, не дать ему погибнуть.  А что вредит нашей природе, нашей планете? Конечно, мусор. Поэтому необходимо на планете наводить чистоту. Ребята принялись за дело – дружно сортировали бумажный и пластиковый мусор.

Такая работа помогла командам в последнем конкурсе понять, что же угрожает нашей планете и всему живому на ней. Ребятам ведущие называли факты, характеризующие опасную окружающую среду или материалы, которые могут при неправильном использовании или утилизации вредить человеку и животному миру, а им надо было определить, о чём идёт речь. Например:

1.

  • Из нее делают очень много игрушек.
  • Она бывает разноцветной.
  • Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
  • Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
  • Ее нельзя просто выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается. (Пластмасса)

 2.

  • Ее изобрели китайцы.
  • У нас ее получают из дерева.
  • Она легко горит.
  • Из нее получается очень много мусора.
  • На ней обычно рисуют или пишут.   (Бумага)

 3.

  • Его делают из песка.
  • Чаще всего оно прозрачное.
  • Когда падает, оно разбивается.
  • Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
  • Брошенное в лесу, оно может нанести раны людям и животным (Стекло)

В самом конце игры ребята изготовили аппликации на тему «День Земли!» Каждой команде раздали заготовки цветной бумаги, клей, ножницы. Затем жюри подсчитало фишки, полученные командами за правильные ответы, и объявило победителей.

Этот день помог ребятам открыть новые знания и приобрести понимание бережного, созидательного отношения к окружающему миру.