Хохлова К. А., воспитатель ДО ГБОУ № 407
Еремеева О. И., воспитатель ДО ГБОУ № 407
Всемирный день Земли отмечается ежегодно. По традиции при проведении праздника звонит Колокол Мира, который является символом всеобщей солидарности людей Земли, спокойствия и мирной жизни на Земле. Надпись на Колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». В России этот праздник официально отмечается с 1988 года. Целью этой всемирной акции является привлечение внимания всех жителей планеты к экологическим проблемам. И для дошколят этот праздник очень важен.
В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Бережное и доброе отношение к природе, ко всему окружающему – это то, чему мы должны учить детей в самом юном возрасте.
В преддверии этого праздника в дошкольном отделении школы № 407 Пушкинского района была проведена викторина «Наша планета Земля».
В викторине принимали участие две команды подготовительной группы: команда «Капелька» и команда «Солнышко».
Цель этого мероприятия – развивать сообразительность, память, познавательный интерес детей; прививать бережное отношение и любовь к природе; прививать чувство коллективизма.
Готовясь к мероприятию, мы ставили перед собой следующие задачи:
- углубить представления детей о том, что Земля – это наш дом;
- формировать представление о том, что Землю нужно беречь;
- формировать интерес к окружающему миру и экологическое сознание.
Как и полагается, вначале команды обменялись приветствиями, затем прошла разминка. Командам была предложена игра «Быстрый ответ» – надо очень быстро ответить на вопросы, например, такие:
- Белобокая птица – это кто? (Сорока)
- Какое растение может нас обжечь? (Крапива)
- Назовите новогоднее дерево. (Елка)
- Назовите время года, когда просыпается природа. (Весна)
- Угадайте лошадь в тельняшке. (Зебра)
- Кто из животных является санитаром леса? (Волк)
- Как называется домашний родственник зайца? (Кролик)
- Как называется жилище медведя? (Берлога)
- Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)
Затем надо было узнать по описанию знакомые деревья.
- Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари, дрозды (Рябина).
- Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нем сложено, сколько стихов написано! Стройное, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, оно всегда вызывает восхищение и радость. А мелкую пернатую братию привлекают сережки с семенами (Береза).
- Каждый, кто проходит весной мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых душистых цветков. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен: он очищает воздух от микробов (Черемуха).
- Это дерево легко узнать зимой по стволу почти черного цвета. Его плоды – круглые орешки – висят на ветках почти до весны. А в начале лета зацветает оно душистыми желтыми цветками. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчелы делают из ароматного сока вкусный и целебный мед (Липа).
- Массивный и прямой ствол. Серая кора. Вдоль гладких веток растут зеленые листья разной формы и размера. У него душистый запах, во время цветения появляются сережки, когда они созреют наружу вылетает белый пух (Тополь).
- Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства, плодами любят лакомиться кабаны, сойки и другая лесная живность (Дуб).
К конкурсу капитанов мы подготовили такие вопросы:
- Ветки каких деревьев можно встретить в бане? (берёза, дуб).
- Какой зверь в лесу знает, где находится мёд? (медведь).
- От чего утки плавают? (от берега).
- Первые весенние птицы (грачи).
- Что делает ёж зимой? (спит).
- Каркуша – это… (ворона).
- Для чего нужна вода?
- Какому дереву дети очень радуются зимой? (ель).
- Какие камни в море? (мокрые).
- В пруду купался, а сух остался (гусь).
- Рыжая плутовка (лиса).
- Он начинает неделю (понедельник).
- Первый весенний цветок (подснежник).
- Для чего нужен воздух?
Капитанам, конечно, помогала команда. Но в целом лидеры самостоятельно справились со своим заданием.
Конкурс «Сказочных объявлений» вызвал у ребят восторг. Дети отгадывали, кто из зверей и птиц поместил в лесной газете объявление:
- Помогу всем, у кого сломался будильник! (Петух.)
- Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне! (Ёж.)
- Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу! (Лиса.)
- Что-то очень скучно одному выть на луну. (Волк.)
- Тому, кто найдет мой хвост: оставьте себе на память. Я успешно отращу новый! (Ящерица.)
- Всю ночь летаю – мышей добываю, а станет светло – спать полечу я в дупло. (Сова.)
Оказалось, что наши воспитанники многое знают о животных и растениях, но ведь весь этот животный и растительный мир надо сберечь, не дать ему погибнуть. А что вредит нашей природе, нашей планете? Конечно, мусор. Поэтому необходимо на планете наводить чистоту. Ребята принялись за дело – дружно сортировали бумажный и пластиковый мусор.
Такая работа помогла командам в последнем конкурсе понять, что же угрожает нашей планете и всему живому на ней. Ребятам ведущие называли факты, характеризующие опасную окружающую среду или материалы, которые могут при неправильном использовании или утилизации вредить человеку и животному миру, а им надо было определить, о чём идёт речь. Например:
1.
- Из нее делают очень много игрушек.
- Она бывает разноцветной.
- Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
- Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
- Ее нельзя просто выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается. (Пластмасса)
2.
- Ее изобрели китайцы.
- У нас ее получают из дерева.
- Она легко горит.
- Из нее получается очень много мусора.
- На ней обычно рисуют или пишут. (Бумага)
3.
- Его делают из песка.
- Чаще всего оно прозрачное.
- Когда падает, оно разбивается.
- Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
- Брошенное в лесу, оно может нанести раны людям и животным (Стекло)
В самом конце игры ребята изготовили аппликации на тему «День Земли!» Каждой команде раздали заготовки цветной бумаги, клей, ножницы. Затем жюри подсчитало фишки, полученные командами за правильные ответы, и объявило победителей.
Этот день помог ребятам открыть новые знания и приобрести понимание бережного, созидательного отношения к окружающему миру.