Приемы развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста

Муха Я.В., воспитатель ГБДОУ № 43
Штемпель Н.В., воспитатель ГБДОУ № 43

На сегодняшний день отмечается большой интерес многих педагогов к различным педагогическим технологиям, ведь для нас в образовательном процессе важно не только дать ребёнку определенные знания, но и научить самостоятельно их добывать и пользоваться ими в повседневной жизни.

Возможность решения задач в уме у старших дошкольников возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребёнок, приобретают обобщенный характер. В его сознании уже возникают схемы, модели, он способен обобщать и анализировать информацию, которую получает из внешнего мира. А значит, пора помочь ему развить критическое мышление.

По мнению М.В. Кларина, доктора педагогических наук, профессора МГПУ, характерными особенностями критического мышления дошкольников старшего возраста являются: оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение, рефлексия собственных суждений.

Основой формирования высших форм мышления у детей дошкольного возраста является их активное участие в разных видах деятельности: трудовой, продуктивной, игровой, коммуникативной. Между данными видами деятельности существует связь, поэтому комплексное их использование способствует развитию всех видов мышления, в том числе критического.

Наиболее эффективным способом развития критического мышления дошкольников является игра. В её процессе на игровых занятиях можно использовать следующие формы познавательной деятельности:

  • методика ТРИЗ;
  • игровые проблемные ситуации;
  • лото, парные картинки;
  • магнитная, крупная, мелкая мозаика;
  • развивающие игры («Сложи узор», «Геометрический конструктор»);
  • «Цветные палочки Кьюизенера»;
  • «Блоки Дъенеша»;
  • дидактические игры «Числовые карточки», «Засели числа в домик», «Числовые домики», «Что лишнее»;
  • игры с элементами моделирования и замещения;
  • игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции);
  • игры на группировку по свойствам;
  • игры на развитие пространственного воображения (умение анализировать образец постройки, действовать по простейшей схеме (чертежу);
  • игры на воссоздание целого из частей («Танграм», пазлы);
  • игры на сериацию по различным свойствам, игры на счет.

На игровых занятиях можно использовать различные приемы развития критического мышления:

  • «Верные – неверные суждения»;
  • «Корзина идей»;
  • «Таблица ЗХУ»;
  • «Дерево предсказаний»;
  • Толстые, тонкие вопросы»;
  • «Синквейн»;
  • «Кластер»;
  • «Шесть шляп мышления».

Мы расскажем о некоторых из них, которые чаще применяем на практике.

Корзина идей

Этот прием предполагает выяснить и накопить уже имеющиеся знания детей по данной теме. Например, его можно применять при календарно-тематическом планировании: открывать корзину в начале недели и предлагать детям положить в неё то, что им уже известно. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в неё. В течение недели мы узнаем что-то новое и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги.

Кластер

Как составляется кластер? В центре листа наша тема, вокруг нее картинки – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией или стрелочкой с темой. У каждой крупной смысловой единицы свои картинки и т.д. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Как нам кажется, главный плюс данного приема – это наглядность. Научив ребёнка верно переходить по кластеру от одной смысловой единицы к другой, мы помогаем ему в составлении полного и красочного рассказа по заданной теме.

Толстые и тонкие вопросы

Это способ организации взаимоопроса детей по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает (репродуктивный) однозначный ответ, а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализа информации.

Приём направлен на реализацию трёх целей:

  • обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
  • отрабатывает умение формулировать вопросы;
  • воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

Примеры начала вопросов:

«Тонкие»: кто…, что…, когда…, может…, будет…, мог ли…, как звали…, было ли…, согласны ли вы…, верно…
«Толстые»: дайте объяснение, почему…, почему вы думаете…, почему вы считаете…, в чем разница…, предположите, что будет, если…

Дети учатся вести дискуссию, они отстаивают свое мнение, приводят аргументы. Самое интересное то, что с помощью таких вопросов быстрее осваивается и запоминается тема, легче понимаются произведения. И развивается речь, что очень важно.

Это лишь немногие приемы ТРКМ, которые мы можем использовать на занятиях со старшими дошкольниками. Главное правило в их применении – помнить, что ведущая деятельность в дошкольном детстве — это игра, и все приемы должны быть адаптированы под возрастные особенности  детей.