Муха Я.В., воспитатель ГБДОУ № 43
Штемпель Н.В., воспитатель ГБДОУ № 43
На сегодняшний день отмечается большой интерес многих педагогов к различным педагогическим технологиям, ведь для нас в образовательном процессе важно не только дать ребёнку определенные знания, но и научить самостоятельно их добывать и пользоваться ими в повседневной жизни.
Возможность решения задач в уме у старших дошкольников возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребёнок, приобретают обобщенный характер. В его сознании уже возникают схемы, модели, он способен обобщать и анализировать информацию, которую получает из внешнего мира. А значит, пора помочь ему развить критическое мышление.
По мнению М.В. Кларина, доктора педагогических наук, профессора МГПУ, характерными особенностями критического мышления дошкольников старшего возраста являются: оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение, рефлексия собственных суждений.
Основой формирования высших форм мышления у детей дошкольного возраста является их активное участие в разных видах деятельности: трудовой, продуктивной, игровой, коммуникативной. Между данными видами деятельности существует связь, поэтому комплексное их использование способствует развитию всех видов мышления, в том числе критического.
Наиболее эффективным способом развития критического мышления дошкольников является игра. В её процессе на игровых занятиях можно использовать следующие формы познавательной деятельности:
- методика ТРИЗ;
- игровые проблемные ситуации;
- лото, парные картинки;
- магнитная, крупная, мелкая мозаика;
- развивающие игры («Сложи узор», «Геометрический конструктор»);
- «Цветные палочки Кьюизенера»;
- «Блоки Дъенеша»;
- дидактические игры «Числовые карточки», «Засели числа в домик», «Числовые домики», «Что лишнее»;
- игры с элементами моделирования и замещения;
- игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции);
- игры на группировку по свойствам;
- игры на развитие пространственного воображения (умение анализировать образец постройки, действовать по простейшей схеме (чертежу);
- игры на воссоздание целого из частей («Танграм», пазлы);
- игры на сериацию по различным свойствам, игры на счет.
На игровых занятиях можно использовать различные приемы развития критического мышления:
- «Верные – неверные суждения»;
- «Корзина идей»;
- «Таблица ЗХУ»;
- «Дерево предсказаний»;
- Толстые, тонкие вопросы»;
- «Синквейн»;
- «Кластер»;
- «Шесть шляп мышления».
Мы расскажем о некоторых из них, которые чаще применяем на практике.
Корзина идей
Этот прием предполагает выяснить и накопить уже имеющиеся знания детей по данной теме. Например, его можно применять при календарно-тематическом планировании: открывать корзину в начале недели и предлагать детям положить в неё то, что им уже известно. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в неё. В течение недели мы узнаем что-то новое и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги.
Кластер
Как составляется кластер? В центре листа наша тема, вокруг нее картинки – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией или стрелочкой с темой. У каждой крупной смысловой единицы свои картинки и т.д. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Как нам кажется, главный плюс данного приема – это наглядность. Научив ребёнка верно переходить по кластеру от одной смысловой единицы к другой, мы помогаем ему в составлении полного и красочного рассказа по заданной теме.
Толстые и тонкие вопросы
Это способ организации взаимоопроса детей по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает (репродуктивный) однозначный ответ, а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализа информации.
Приём направлен на реализацию трёх целей:
- обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
- отрабатывает умение формулировать вопросы;
- воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.
Примеры начала вопросов:
«Тонкие»: кто…, что…, когда…, может…, будет…, мог ли…, как звали…, было ли…, согласны ли вы…, верно…
«Толстые»: дайте объяснение, почему…, почему вы думаете…, почему вы считаете…, в чем разница…, предположите, что будет, если…
Дети учатся вести дискуссию, они отстаивают свое мнение, приводят аргументы. Самое интересное то, что с помощью таких вопросов быстрее осваивается и запоминается тема, легче понимаются произведения. И развивается речь, что очень важно.
Это лишь немногие приемы ТРКМ, которые мы можем использовать на занятиях со старшими дошкольниками. Главное правило в их применении – помнить, что ведущая деятельность в дошкольном детстве — это игра, и все приемы должны быть адаптированы под возрастные особенности детей.