Пионтек А.В., учитель-логопед, заместитель директора по УВР ГБОУ школа-интернат № 8
Шныпко Ю.М., учитель, заместитель директора по УВР ГБОУ школа-интернат № 8
Ляликова Т.С., учитель начальных классов ГБОУ школа-интернат № 8
Ляликова Е.В., учитель начальных классов ГБОУ школа-интернат № 8
Рузанова Я.Н. учитель начальных классов ГБОУ школа-интернат № 8
Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.
Моя задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи.
И.Г.Песталоцци
ХХI век – век технологий. Изменения в мире задали педагогу новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов и применения в своей работе новых технологий.
Какими же умениями и качествами должен обладать ученик 21 века? Какие задачи перед собой должен ставить учитель, готовясь к уроку.
На первое место мы выдвигаем требование: обучающийся должен быть функционально грамотным.
Понятие термина «функциональная грамотность» трактуется следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре».
Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособной. Все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одна из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире. При обучении детей с ОВЗ возникает проблема в доступности донесения материала, адаптации информации и отработки полученной информации на практике.
Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.
ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности. На формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста направлены все учебные предметы.
А как же развивать у обучающихся с ОВЗ в начальной школе функциональную грамотность, чтобы достичь требований результатов ФГОС для детей с ОВЗ?
Отвечая на данный вопрос, мы скажем все однозначно: конечно же через учебные предметы и внеурочную деятельность. Формируя и развивая функциональную грамотность в урочное и внеурочное время в начальной школе, мы исходим из предметных знаний, умений и навыков. Весь процесс обучения осуществляется на основе формирования навыков мышления. Перед детьми возникают разнообразные проблемные ситуации, которые им приходится решать, основываясь на полученных знаниях, умении пользоваться выборочной информацией из предложенных текстов и применять её в личном опыте. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т.е. в функциональную грамотность.
Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках в начальной школе необходимо соблюдать следующие условия:
- обучение должно носить деятельностный характер;
- учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;
- в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
- применять такие образовательные технологии, как: проблемно-диалогическая технология формирования типа правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневая дифференциация обучения; информационные и коммуникационные технологии; технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Все основы закладываются в начальной школе, не исключением является и формирование функциональной грамотности, здесь идет интенсивное обучение различным видам деятельности: письму и чтению, говорению и слушанию; формированию приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.
Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся с ОВЗ, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема адаптации и модификации современных образовательных технологий с учётом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся с ОВЗ.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение, полагаясь на принципы работы наглядно-образного мышления у детей с ОВЗ.
Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Книга – вот лучшее учение, но правильная работа с книгой дает знания вдвойне. Очень важно уделять внимание развитию осознанности чтения.
Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Проверяется и грамотность чтения, это осуществляется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста. Изучение навыков чтения находится на контроле по итогам каждой четверти. Ведение читательских дневников, подготовка уроков–отчетов по прочитанным произведениям помогают в этом. А как любят дети походы в библиотеку! Интерактивные программы, викторины, выставки книг – все это позволяет прививать любовь к чтению, вызывает интерес к книге, а значит, помогает формировать функциональную грамотность.
Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным.
Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника – математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учебный предмет «Математика» предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости, практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся, и основным средством её формирования являются уроки математики. Главная задача уроков математики – интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке мы отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
Финансовая грамотность — совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни. На уроках окружающего мира и занятиях внеурочной деятельности у ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием («Как приготовить пирожное «картошка» в домашних условиях и сколько это будет стоить?», «Дороже или дешевле приготовить пирожное самим или купить в магазине?», «Сколько стоит собрать ребенка в школу?» и др.).
Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде цветка. Как любому цветку необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Заботясь об этом цветке, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, мы получим результат – замечательные, достойные восхищения распустившиеся бутоны (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.