Белозерова А.В., учитель начальных классов ГБОУ школы № 335
Киселева Ж.И., учитель начальных классов ГБОУ школы № 335
Перешеина Н.А., учитель начальных классов ГБОУ школы № 335
Розанова Н.М. учитель начальных классов ГБОУ школы № 335
В современном мире педагог все время находится в поиске интересных идей, методов и приемов работы с учащимися. Чтобы идти в ногу со временем, учителю необходимо внедрять и использовать в работе такие педагогические технологии, которые нацелены на индивидуальное развитие личности каждого ребенка, их творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в огромном количестве информации, формирование у учащихся универсальных умений ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.
Одним из таких продуктивных и результативных методов работы является метод проектной деятельности. Основной целью проектного метода в начальной школе является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
В нашей работе мы часто обращаемся к методу коллективного проекта –исследовательского, творческого и/или практико-ориентированного.
Почему именно этот метод? У коллективной работы есть ряд преимуществ. Во-первых, к работе привлечен весь класс, каждый учащийся учится сотрудничать с другими ребятами в разнообразных по составу и профилю группах, учится быть открытым для новых контактов и культурных связей. Также в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения. Появляется соревновательный элемент, который, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
За основу коллективного проекта важно выбрать актуальную на текущий момент тему. Она прорабатывается, обсуждается с детьми на уроке или во внеурочное время. Учитель создает основу, задает направление для формирования будущего проекта.
Например, коллективный проект на тему «Разнообразие животных» (3 класс). Для работы над проектом класс разделился на подгруппы, где каждая подгруппа получила пазл, собрав который узнала, какую группу животных им предстояло изучить. Далее ребята сами формулировали цели и задачи своей работы и распределяли роли в подгруппе: кто подбирает материал, кто готовит иллюстрации, кто думает над творческим оформлением результата. Учитель лишь направлял и регулировал работу в подгруппе. Результатом такой работы стала папка с материалами об определенной группе животных, которую можно было представить другим группам для изучения. Причем в эту папку ребята стали сами добавлять и творческие задания на заданную тему (поделка, аппликация, кроссворды, загадки и т.д.). Такая деятельность стимулирует учащихся на поиск информации в дополнительных источниках, расширяя их кругозор. На этапе рефлексии использовался интересный прием, где учащиеся рисовали схематичного человечка, который помог показать роль каждого участника в своей группе: кто был «мозгом» проекта, кто «руками», кто «сердцем» или идейным вдохновителем.
При такой работе дети учатся делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. У них формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания. Поэтому еще одним большим плюсом коллективной работы над проектом является формирование и сплочение классного коллектива.
Еще одно преимущество коллективных проектов – это то, что они могут осуществляться с привлечением родителей, музеев, библиотек и других общественных организаций.
Педагогический процесс, особенно в начальной школе, невозможно представить без постоянного взаимодействия учителя и родителей. И от того, насколько грамотно построена работа с семьей, напрямую зависит конечный успех обучения и воспитания как каждого ученика в отдельности, так и всего классного коллектива.
Примером активного участия родителей стал коллективный проект «Маленькие герои большой Победы» (2 класс). Целью проекта было узнать, как собаки помогали нашему народу одержать победу в Великой Отечественной войне. В ходе работы над проектом ребята разделились на три группы, собирали материал о военных профессиях собак, о собаках-героях, о памятниках, установленных в нашей стране в благодарность четвероногим защитникам и для увековечивания их подвига. Также в библиотеке ребята познакомились с отважными героями рассказов А. Митяева, Е. Борониной. Итогом работы стал выпуск газеты «Память о хвостатых жива», где каждый проявил фантазию и творчество в оформлении.
В работу над коллективным проектом можно вовлечь большое число участников, объединенных общей идеей. Например, проект «Секреты бабушкиного сундучка» (2 класс) привлек не только родителей, но и старшее поколение семей. Целью проекта стало создание условий для развития интереса к истории своего рода, своей семьи. А также сближение учащихся и их родных в процессе совместной деятельности при работе над проектом. Уважительное отношение к членам своей семьи и старшему поколению, к своему Отечеству всегда будет актуальным вопросом. В ходе исследования ребята попросили у родителей, бабушек и дедушек показать и рассказать им о ценной для их семьи вещи. Очень много интересных и трогательных семейных историй в процессе работы над проектом узнали учащиеся. Продуктом этой работы стала выставка старинных и ценных семейных вещей – «секретов» из бабушкиного сундучка.
Несомненно, большое преимущество имеет практико-ориентированный коллективный проект. Такой проект отличается четко обозначенным результатом, который потом будет активно использоваться в жизни класса.
Пример такой работы – «Игры наших родителей». Учащиеся 2 класса вместе с учителем предположили, что игры из прошлого могут быть интересны современным детям и смогут заменить компьютерные игры. Они поставили перед собой задачу: узнать, во что играли их родители, дедушки и бабушки; сравнить игры из прошлого с современными играми и, конечно, пробовать поиграть в эти игры и даже придумать свою игру. Результатом данного проекта стало создание «Копилки игр», которые учащиеся могли использовать для отдыха на переменах. Для начальной школы тема игры особенно актуальна, ведь это главная сфера общения детей. В ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы и товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, учащиеся учатся строить взаимоотношения со сверстниками.
Над одной и той же темой проекта может работать группа учащихся одного или разных классов и даже вся школа. Это могут быть проекты на тему экологии, сохранения и поддержания здоровья, рационального использования гаджетов, на тему воспитания патриотизма и т.д.
Например, проект «Рассказ о слове», предложенный авторами учебника для 3 класса по «Русскому языку» В.П. Канакиной и В.Г. Горецким, объединил общей идеей учащихся третьих классов, которые взялись за разработку единого красочного словарика, которым можно будет поделиться с учениками других классов.
Так, выполняя общее дело, каждый ученик ощущает свою принадлежность коллективу, ощущает себя частицей этого коллектива, при этом не утрачивая свою индивидуальность, ведь работа каждого из них является важной.
Есть такое высказывание Д. Уэбстера: «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим».
Еще хочется сказать о том, что учащимся важно показать значимость их работы. Для этого можно организовать фестиваль проектных работ, где все классы могут представить свои проекты, поделиться своим опытом и успехами с другими классами. Этот фестиваль всегда приятно посетить и родителям. Все это повышает мотивацию учащихся, стимулирует развитие их интересов.
Как показала практика, коллективная работа над проектом увлекает школьников, объединяет их творческую энергию и умения, предоставляет простор для воображения и успешного воплощения задуманного. Все это позволяет считать коллективные проекты одним самых эффективных методов обучения на современном этапе развития школьного образования.