Вострова М.М., воспитатель ГБДОУ детский сад № 11
Приобщение детей к народной культуре в ходе работы по патриотическому воспитанию в настоящее время становится актуальной педагогической задачей. Если не уделять этому должного внимания, то в будущем может произойти утрата исторического наследия и самобытности русского народа.
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования наряду с основной программой я использую в практике программу «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» авторов О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой. Она направлена на формирование у детей дошкольного возраста (3-7лет) базиса личностной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью народа, его характером, присущими нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Данная программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры, знакомство с традициями и обычаями русского народа, с сокровищами устного народного творчества, традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами народных умельцев.
В прошлом учебном году в рамках реализации плана по самообразованию, темой которого было «Знакомство детей среднего возраста с предметами народного быта через музейную педагогику», в группе я организовала уголок патриотического воспитания – мини-музей «Русская изба».
Элементы приобщения детей к народной культуре я постаралась органично вплести во все виды детской деятельности (игры, труд, быт), сделать частью образовательной деятельности по изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию, развитию речи и др.
В процессе творческой деятельности рассказывала ребятам о том, что на Руси посуду лепили из глины, дети изъявили желание познакомиться с этим материалом и попробовали слепить чашку и блюдце. Однако для малышей это оказалось сложным, и ребята предпочли глине солёное тесто. Во время лепки русской печки закрепили представление о геометрической фигуре прямоугольник, разукрашивая печку, познакомились с видами росписи. Также лепили из солёного теста угощения к традиционному русскому народному чаепитию: сушки, баранки, пряники, крендельки.
В речевом развитии у ребят пополняется словарный запас, дети знакомятся с предметами быта и новыми словами, песнями, потешками, закличками, русскими народными играми и многим другим. За время реализации проекта ребята познакомились с убранством русской избы, с русской печкой, читали и проигрывали русские народные сказки, познакомились с разнообразием видов посуды из глины, с русским самоваром, традицией чаепития, проигрывали сюжетно-ролевую игру «Чаепитие», принимали участие в масленичных гуляньях, празднике «Жаворонки» и не раз посетили «Русскую горницу», чтобы познакомиться и увидеть воочию предметы народного быта в натуральную величину.
В этом учебном году я продолжаю работу по теме и знакомлю детей с «Русскими народными промыслами», а в подготовительной группе планирую «Знакомство с видами декоративных росписей».
В создании мини–музея в группе принимали активное участие и родители воспитанников – помогали найти материал и предметы быта для обустройства русской избы. Для родителей были оформлены консультации, папки–передвижки, видеопрезентация «Я поведу тебя в музей», фотогазета «Как мы всей семьёй катались на лыжах, санках, коньках, ватрушках», фотоколлаж «Как мы весело отдыхали и Новый год встречали», проводилось анкетирование родителей «Народные традиции в семье», также были организованы экскурсии в историко-литературный музей г. Пушкин.
Мини–музей находится в непосредственном доступе для детей. Они в любой время могут воспользоваться экспонатами, посмотреть, потрогать и, конечно же, поиграть ими.
Хочется отметить, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традициях. Важность патриотического воспитания значима не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом.