Шаморова Н. Н., воспитатель ГБДОУ детский сад № 42
Сафьяненко Е. В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 42
Доброта – это солнце, которое согревает душу человека.
Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее – от человека.
К. Паустовский
Понятие «доброта» многогранно. Это и проявление заботы, и умение сочувствовать и сострадать, и неравнодушие к несчастьям людей, и готовность помочь им. Это бескорыстие и принятие людей такими, какими они есть – со всеми недостатками. Многие родители стремятся развить у своих детей такие качества, как уверенность в себе, целеустремленность, способность постоять за себя, и все меньше внимания уделяют воспитанию такого прекрасного, но редкого качества, как доброта.
В современном обществе, к сожалению, все чаще проявляются равнодушие, агрессивность, нетерпимость, черствость между людьми. Поэтому воспитание нравственных качеств у детей особенно актуально и необходимо.
Доброжелательное отношение к людям прежде всего формируется в семье. Именно родители могут научить ребёнка помогать нуждающимся и слабым, заботиться о близких, не обижать младших и животных; воспитать умение делать добро каждый день. Становясь добрее и милосерднее, ребёнок правильно развивается эмоционально, благодаря чему формируются такие чувства, как ответственность и отзывчивость.
Дошкольное учреждение тоже должно внести свой вклад в развитие у детей чувства доброжелательности, в воспитание толерантности.
Задача воспитателя – формировать в детях любовь к Родине, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым. Воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки.
Для этого в группе создаются необходимые условия по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. С детьми проводятся тематические досуги, праздники, ситуативные беседы; мы играем в дидактические, сюжетно-ролевые игры, сочиняем истории и сказки о доброте, дружбе, вежливости.
Также мы используем литературный материал, на основе которого можно построить общение и совместную деятельность с детьми: беседы-диалоги с элементами театрализации, эмоционально-игровые тренинги, игровые занятия, игры-путешествия и другие формы содержательной педагогической деятельности. Рассматриваем иллюстрации о семье, городе, стране, семейные фотографии.
Наша группа принимает участие в дошкольном направлении городского социального проекта «Огонек добра» – «Искорки Доброты», который включает в себя цикл добрых мероприятий, акций, мастер-классов, праздников, конкурсов.
Мы очень хотим воспитать в детях те качества, которые помогут им стать по-настоящему добрыми, честными, толерантными людьми.