Антипорович Г. О., учитель начальных классов ГБОУ школа № 638
Когда я принимаю очередной первый класс, всегда испытываю определенную тревожность. Ведь семилетние дети зачастую уже прошли школу детского сада, имеют навыки поведения в коллективе. Но все они, конечно же, разные. Разные по стилю общения, темпераменту, здоровью. Дети воспитываются в разных семьях и имеют разную степень готовности к обучению в школе. Сентябрь-октябрь – это месяцы наблюдения и изучения учащихся и их семей.
На помощь приходит школьный психолог. Вместе разрабатываем параметры наблюдений для выявления приспособленности ребенка к школе. Разрабатываем опросный лист для родителей в целях более полного раскрытия возможностей ребенка и создания благоприятных условий для его развития. Карту наблюдений различных форм поведения мы разработали на основе карты наблюдений Д.Скотта. Но с учетом возраста учащихся брали такие параметры, которые бы позволили определить степень и причины тревожности, эмоционального напряжения и устранить причины, вызывающие их.
Карта наблюдений за учащимся
- Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.
- Плачет, когда ему делают замечания.
- Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.
- Лжет из боязни.
- Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.
- Не подходит к учителю по собственной инициативе.
- Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.
- Легко устраняется от активного участия в игре.
- Мечтает и занимается чем-то другим вместо школьных занятий (живет в другом мире).
- Не проявляет интереса к коллективным играм.
- Охотно выполняет свои обязанности.
- Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.
- Всегда находит предлог занять учителя своей особой.
- Добивается симпатии учителя. Подходит к нему с различными мелкими делами и жалобами на товарищей.
- Ребенок пытается «монополизировать» учителя.
- Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.
- Ребенок полностью «устраняется», если его усилия не увенчиваются успехом.
- Любит быть в центре внимания.
- Ребенок хвастает перед другими детьми.
- Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.
- Играет в игрушки, слишком детскими для его возраста.
- Ребенок слишком инфантилен в речи.
- Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям взрослых.
- Ребенок слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо.
- Неорганизован, разболтан, несобран.
1-8 – недоверие к новым людям.
9-10 – уход в себя.
11-17 – тревога по отношению к взрослым.
18-20 – тревога по отношению к детям.
21-25 – эмоциональное напряжение.
Очень важно, на мой взгляд, выявить психологическую атмосферу семьи.
Опросник для родителей
- Вы каждый день целуете ребенка, говорите ласковые слова или шутите с ним?
- Вы с ребенком каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
- Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, театр, катание на лыжах, посещение родственников и т.д.)?
- Вы знаете его друзей (чем они увлекаются, где живут)?
- Вы в курсе его симпатий?
- Вы знаете о его недоброжелателях?
- Вы знаете, какой у него любимый предмет в школе?
- Вы первым идете на примирение, разговор?
- Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?
Но такой опрос достаточно сложен. Далеко не все родители идут на контакт с учителем в таком деликатном вопросе, как эмоциональная атмосфера, отношения между членами семьи. Иногда раздражительность, жестокость или нетерпимость даже одного из родителей ведет к повышенной возбудимости, агрессивности ребенка. Либо, наоборот, это приводит к подавленному настроению, пониженной работоспособности.
Только внимательно присматриваясь к ребенку, к его отношениям с одноклассниками и взрослыми, можно увидеть неблагополучие в эмоциональной атмосфере семьи, тактично, совместно с психологом дать разумные советы, направленные на коррекцию.
Важно также знать характер взаимоотношений родителей с ребенком:
- семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
- чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
- попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка);
- сотрудничество (взаимное уважение, совместные переживания радостей, неудач и т.д.).
Опираясь на данные, полученные в результате наблюдения за учащимися из опросника для родителей и из собеседования с ними, я и строю воспитательную работу с классом и с каждым учащимся. При ежедневном взаимодействии с учениками я пытаюсь вовремя увидеть проблему и помочь ребенку в трудной ситуации. Учащиеся младших классов, особенно первоклассники, видя внимательное отношение к себе, сопереживание, начинают доверять мне, и отношения между нами становятся доброжелательными, что, на мой взгляд, дает положительный эффект в дальнейшем воспитании и обучении.
Конечно, полностью исключить проблемы не всегда удается. Проблемные ситуации в развитии ребенка возникают довольно часто. Но внешние проблемы, связанные с общением, учебной деятельностью, отношением со взрослыми стараюсь предупредить либо вовремя разрешить. Во многом мне помогает сотрудничество со школьным психологом и специальная литература по психологии младших школьников. На мой взгляд, дети больше отзываются на сочувствие и сопереживание и меньше – на советы и информацию. Однако если мы хотим, чтобы наши советы и наша информация воспринималась, надо уметь не только говорить, но и слушать и слышать ребенка. Наблюдая за учениками и беседуя с ними, важно понять, что их больше всего огорчает или волнует, что вызывает чувство вины.
Я придерживаюсь стратегии психологической поддержки, систематизированной психологом С.В. Кривцовой:
- эмпатийное слушание;
- опережающая похвала;
- принятие ошибок как нормального и нужного явления;
- подчеркивание любых улучшений;
- акцентирование внимания на сильных сторонах личности;
- оказание внимания, одобрения;
- выражение теплых чувств.
Эта стратегия во многом помогает мне избежать конфликтов и непонимания во взаимоотношениях как с учащимися, так и с их родителями.