Кирияк И.В., учитель-логопед ГБДОУ № 12
Моделирование как наглядно-практический метод в последнее время получает большое распространение. В педагогике под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Доступность метода моделирования была показана психологами Л.А Венгер, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем, Н.Н. Подъяковым. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть заменен в деятельности другим предметом, изображением, знаком.
Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения, по мнению профессора кафедры логопедии МПГУ Ю.Ф. Гаркуши, является использование наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой, – как программа для анализа новых явлений.
Возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения широки. Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для детей младшего школьного возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность и т.п., мы развиваем познавательные процессы, что является хорошей предпосылкой для развития мышления. Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии – значит готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы.
Как известно, модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы-оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Она упрощает структуру оригинала, отвлекает от несущественного, служит обобщенным отражением явления. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть информационными (наглядно-образными, логико-символическими). Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частном или полном графическом воспроизведении.
Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обобщать их активную лексику: закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять предложения, рассказы, а также в ходе звукового анализа использовать модели звука (согласный, гласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий и т.д), слОва (определенный символ, с помощью которого обозначается его начало, середина и конец). Также включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий. При этом используемые модели могут включать схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования и т.п.
В своей практической работе я использую приемы моделирования на всех этапах коррекционно-развивающего обучения. Я расскажу об используемых видах работ, познакомлю с играми и упражнениями.
Использование приемов наглядного моделирования в работе над звуковым и слоговым составом слова
Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, использовать заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Здесь идет подготовка к формированию навыка послогового чтения.
Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использованием вспомогательных приемов, затем она проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений – во внутреннем плане.
При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию – в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П.Я. Гальперину).
Так, первый этап – это формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия. Здесь первоначальная работа строится с помощью графической схемы слова и фишек. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.
Для формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных звуков, а также выделению гласных из потока речи. Дается представление о гласных и согласных звуках, об основных признаках их различения. В дальнейшем проводится работа по выделению гласного звука из слога и слова. Дети определяют гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец). Можно использовать графическую схему слова, где в зависимости от места гласного звука в слове ставится кружочек в начале, середине или конце схемы (1 слайд).
Нарушения чтения и письма часто сопровождаются большим количеством ошибок. В связи с этим очень полезны упражнения на выделение и определение ударного слога в слове.
Приведем некоторые виды упражнений на выделение ударного гласного звука
- Составить графическую схему слогового состава слова, отметить ударение. Слог обозначается прямоугольником, ударение наклонной палочкой над прямоугольником.
- Подобрать слова к схемам двухсложных слов, в которых ударение на первом или втором слоге.
- Разложить картинки под схемами.
- «Рисуем слова» – дети учатся с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов. Предлагается послушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они с логопедом хлопнут в ладоши.
- «Пирамида» – предлагается расставить картинки на соответствующие кольца пирамиды: на нижнее с одним слогом, на среднее – с двумя, на верхнее – с тремя (2 слайд).
- «Хлопки» – дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить слова со слоговой схемой (например 3 слайд).
- «Найди свое место» – дети учатся выделять ударный звук, слог и соотносить их со схемой.
- «Домики» – раскладываются картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов (4 слайд).
- «Поезд» – предлагается макет паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне нужно разместить слова-картинки из одного слога, во втором – из двух, в третьем – из трех (5 слайд).
- Придумать слово к графическим схемам (6 слайд).
- «Светофор» – определение места звука в слове (позиции). Используются кружки красного, желтого и зеленого цвета. Если дети слышат заданный звук в начале слова, они поднимают красный кружок, в середине – желтый, в конце слова – зеленый. В дальнейшем уже используется готовая схема, фишки или само место звука указывается цифрой, используя звуковые линейки, предметные картинки и фишки.
- «Полет на луну» – на листах дети рисуют схему – ракету слов. Если учитель замечает, что у кого-то схема с ошибкой, он просит других детей помочь. Дети подбирают к схеме слова и обговаривают «поломку», «чинят» ее и благополучно совершают посадку.
- «Рыбка» – предварительно изготавливается из картона рыбка. Туловище рыбки делится на три части. Первая клетка (от головы рыбки) – начало слова, вторая – середина, третья – конец. Дети определяют место звука и выкладывают фишки. Цвет фишек зависит от звука: синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный, красный- гласный, красно-зеленый – йотированный звук (гласный второго ряда).
- «Шифровальщик» – используется на этапе обучения грамоте. Нужно нарисовать столько кружков, сколько звуков (букв) в слове.
- «Какой звук пропустил Незнайка?» – четко, сохраняя ударение, произносить сочетания звуков (например: – тка, – голка, – рбуз, – втобус и т.д.). Дети поднимают соответствующие фишки (красного, зеленого, синего цвета, в зависимости от пропущенного звука) и произносят каждое слово целиком, называя первый звук и соответствующую букву.
- «Спички – ватка» – помогает различать твердые и мягкие звуки и соотносить картинки с символами (спичка – твердый звук, ватка – мягкий). Нужно разложить слова или картинки под схемами-карточками (7 слайд).
- «Куда перелетела бабочка?» – учатся определять и отмечать позицию заданного звука на карточке-схеме с помощью бабочки. Предлагается карточка, разделенная на три части, и бабочка на магните. Логопед называет слово, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка (позиция звука в слове).
Эти несложные упражнения можно использовать, как элемент урока на протяжении длительного времени.