«Современник» сквозь года

Шалонина Н.А., учитель истории и обществознания ГБОУ школы № 297

Любовь к своей Родине — это не нечто отвлеченное;
это любовь к своему городу, к своей местности,
к памятникам ее культуры, гордость к своей истории.
Д. С. Лихачев

С ранних лет мы сталкиваемся с необходимостью познания истории нашего района, города, нашей страны. Мы учим даты важнейших событий, исторические факты, имена людей, восславивших нашу Родину, и постепенно, узнавая с каждым разом все больше и больше, мы начинаем глубже понимать и осознавать всю красоту и силу той страны, в которой живем.

Через познание Малой Родины человек осознает свою причастность к истории страны, ее прошлому, настоящему и будущему. Собственная история есть у всех: у человека, дома, улицы, на которой он живет, у памятников, украшающих его край, у зданий, несущих многолетнюю историческую память.

Школа.… Какое огромное значение имеет это слово для каждого из людей. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность. В нашей огромной стране есть много школ, но у каждого человека есть своя, родная школа.

Далёкий 1999 год, ноябрь. Активные, постоянно ищущие, жадные до новых знаний девчонки и мальчишки пришли в специально созданное для них детское школьное объединение “Историко-краеведческий клуб «Современник»”. Только шагнувшие из начальной школы в старшую, они совместно со мною, в то время учителем истории и культуры Санкт-Петербурга Шалониной Надеждой Анатольевной, стояли у истоков «Современника».  

Арцымович Кристина, Белавина Наташа, Петлицкая Эльвира, Васильева Алёна, Александровская Таня, Курчекова Таня, Савчук Наташа, Семенюк Наташа, Шорина Наташа, Козлова Марина, Софронова Вика, Ковбан Павел и Чернухо Антон прокладывали свои пути, которые выходили за рамки общеобразовательной программы: экскурсоведение, музееведение, театрализация, архитектурное моделирование, исследовательская деятельность, выпуск школьной газеты и плакатов «Современник»… Каждый из ребят находил возможность для   самовыражения. Позднее «современниками» стали Баринова Маша и Егулемова Маша, Фотеева Люда, Болтуть Ксения, Иванова Катя, Куликова Соня, Литман Оля, Новикова Лена, Якутина Полина, Корепанова Саша и Кренева Саша.

В том же  1999 году в одном из кабинетов старшей школы заняли свои места первые экспонаты экспозиции «Из истории быта». Наступило время активного поиска и плодотворного творчества: экскурсии по экспозиции, проведение игр «Колесо истории» и экскурсий по поселку Детскосельский, паркам города Пушкина и Санкт-Петербургу, а исследовательская деятельность ежегодно приносила призовые места на конкурсах исследовательских работ районного и городского уровней.

Шли годы, менялся состав участников клуба, но навсегда остался тот  дух сопричастности к общему делу – познанию истории Санкт-Петербурга, своей малой Родины. Вспоминается время открытых, добрых, отзывчивых детей, которые готовы были не только выходные дни, но и каждую свободную минуту   проводить в парках, музеях, до позднего вечера выпускать газеты с заданиями для детей начальной школы, ежедневно собираться на репетиции экскурсий и обсуждение своих исследований.

Спасибо вам, дорогие мои ученики!