Устименко Е. Е., воспитатель ГБДОУ детский сад № 5
В настоящее время много внимания уделяется формированию у дошкольников произвольного внимания и развитию умения познавать мир посредством визуального наблюдения и исследования. Считается, что данные способности будут полезны детям при обучении в школе и станут залогом их успешности в статусе ученика.
Педагоги и родители могут создать такие условия, при которых ребенок будет вовлечен в процесс осознанного исследования окружающего мира. Среди этих условий следует отметить следующие:
- постановка интересной поисковой задачи, для решения которой требуются умственные усилия;
- наличие культурного пространства, привлекательного для исследовательской деятельности;
- продуманная система вопросов и игровых ситуаций, побуждающих к активному наблюдению, к активизации знаний и умений, к расширению и переосмыслению прошлого опыта.
В этой связи приоритетным педагогическим методом освоения окружающей социокультурной среды становится образовательное путешествие, которое может быть реализовано как в городском пространстве, так и с помощью музейной экспозиции.
«Образовательное путешествие – это педагогический метод, позволяющий преобразовывать окружающую среду в среду развития личности посредством «распредмечивания» объектов окружающего мира — выявления культурных смыслов, значений, образов, которые в них заложены и являются отражением мировидения и мироощущения человека» (Коробкова Е. Н.).
Ребенок не получает знания в готовом виде от экскурсовода, а находит информацию самостоятельно, рассматривая, анализируя увиденные объекты. Это и является основным отличием образовательного путешествия от экскурсии. Таким образом, в образовательном путешествии дошкольник выступает не как объект обучения, а как его активный субъект. Педагогу или родителю же отводится роль помощника, наблюдателя. Этот метод призван научить ребенка видеть объекты культуры, анализировать их элементы, устанавливать связи между отдельными культурными и природными объектами, делать выводы, то есть ориентироваться в мире искусства и природы.
Н. Г. Шейко, сравнивая образовательное путешествие с другими методами освоения городского и музейного пространства, выявила следующие его отличительные особенности.
Таблица № 1. Сравнение метода образовательного путешествия с другими методами освоения объектов культурного наследия
Позиции для сравнения |
Экскурсия |
Городской квест |
Образовательное путешествие |
Цель |
Повышение информированности детей, освоение новых знаний о городе |
Развитие познавательного интереса, «командо-построение» |
Развитие личности ребенка (освоение культурных смыслов, идей, заложенных в объектах городской и музейной среды; развитие визуальных и коммуникативных умений) |
Роль объектов культурного наследия |
«Иллюстраторы» текста экскурсии |
Основа для развертывания сюжета |
«Носители» основной информации |
Роль педагога |
«Информатор», «организатор», «руководитель» |
«Наблюдатель» или «руководитель» (действующее лицо) игры |
«Наблюдатель», «организатор свободного обмена» |
Роль детей |
Пассивная: слушают, смотрят, запоминают |
Активная: участвуют в игре как игроки |
Активная: дети являются «первооткрывателями», исследователями |
В качестве примера образовательного путешествия, помогающего ребенку обрести исследовательский опыт, приведем путешествие в Дом-музей художника П. П. Чистякова, расположенный в современном городе Пушкине.
Городу Пушкину (Царскому Селу), его дворцам и паркам посвящено много трудов. В основном они касаются наиболее привлекательных для горожан и туристов дворцов и парков. Но есть места, о которых не упоминают в туристических проспектах, хотя они не менее интересны своей историей и архитектурой. Дом Чистякова – одно из таких мест. Даже многие взрослые, проживающие в г. Пушкине с рождения, не знают о нем, ну а дети тем более.
Кто же такой Павел Петрович Чистяков (1832–1919)? Профессор Императорской Академии художеств, исторический живописец и портретист, вошел в историю русской художественной школы как учитель и наставник крупнейших мастеров отечественного искусства. Его называли «всеобщим педагогом русских художников». В разные годы его воспитанниками были Суриков, Васнецов, Репин, Поленов, Рябушкин, Борисов-Мусатов и многие другие знаменитые русские художники. Более сорока лет творческой жизни Чистякова связаны с Царским Селом, с его собственным домом, в котором и поныне сохраняется атмосфера, окружавшая талантливого художника-педагога. Здание, в котором сейчас находится музей П. П. Чистякова, было построено по проекту архитектора А.Х. Кольба в 1878 году на деньги, вырученные от продажи картины «Голова боярина». Декоративная резьба интерьеров выполнена по рисункам самого Чистякова и его супруги Веры Егоровны (рожденной Мейер).
Дом-музей Чистякова является образцом деревянного зодчества конца XIX века. Декоративная резьба наличников, карнизов, оригинальные флюгера в виде сказочных петушков придаёт нарядный облик даче. Вокруг дома разбит сад. Остаётся только догадываться, сколько же картин написано в этом саду! На первом этаже находятся столовая и две гостиные, на втором этаже размещается мастерская с огромным окном, у которого стоит рабочий стол. Везде можно увидеть портреты членов семьи художника. В большой гостиной часто проходили поэтические, музыкальные, вокальные вечера, в которых участвовали члены семьи, друзья и ученики Чистякова. Сам Павел Петрович очень любил Бетховена, Шопена, русскую оперу, а также русскую народную музыку. Шумные музыкальные вечера проходили под аккомпанемент старинного рояля, который до сих пор находится в гостиной комнате.
Идея семейного образовательного путешествия в данный уголок города Пушкина связана с осознанием детьми и родителями следующей культурологической идеи: дом – это отражение личности своего хозяина.
Дом и вправду является зеркалом, в котором отображается его владелец. Когда у человека в душе пустота, то и в доме его пусто. Человеку просто становится неважно, как у него в доме. Если у человека есть цель в жизни, если он знает, ради чего он живет, то это находит отражение в интерьерах – их оформлении, организации пространства. К жизнерадостному человеку всегда приятно прийти в гости, ведь у таких людей в доме тепло и уютно. В каждом доме есть свои особенности, которые отражают личность хозяина: его интересы, образ жизни, мировоззрение, степень ума, привычки, повадки, интересы, жизненные приоритеты. Более или менее проницательный человек может составить мнение о хозяине дома, бегло оглядев обстановку – все это можно узнать, находясь в гостях. Поэтому весьма показательно, как складывается наш быт. Неслучайно писатели часто описывают дом или квартиру в деталях, чтобы таким образом показать характер героя.
Чтобы детское исследование дома-музея Чистякова состоялось, родителям были предоставлены маршрутные листы с вопросами и заданиями. Текст маршрутного листа выглядел следующим образом:
«Информация для родителей:
Предлагаем вам отправиться в путешествие, которое позволит вам и вашему ребенку расширить и углубить свои представления о том, что и как дом может рассказать о своем хозяине. Предлагаем вам посетить дом-музей П.П. Чистякова (Московское ш., д. 23, г. Пушкин).
Выберите удобное время для посещения музея с ребенком (режим работы музея: ср.-вс. 10:30 – 17:00, в среду музей работает бесплатно для детей и пенсионеров).
Вопросы и задания, которые зачитываются взрослым ребенку:
Сегодня мы превращаемся в сыщиков. А ты будешь самым главным. Возьмём с собой в дорогу фотоаппарат, блокнот, ручку и отправимся в один старый дом, он давно стал музеем. Нам нужно с тобой узнать, кто же был хозяином этого дома, чем он любил заниматься, была ли у него семья и какая?
- Начните исследование с внешнего осмотра дома. Его хозяева жили давно, теперь этот дом стал музеем. Из какого материала сделан дом? Сколько в нем этажей? Чем он отличается от дома, в котором вы живете? Что необычного вы можете заметить в постройке дома? На крыше дома? Как вы думаете, большая или маленькая семья жила в этом доме?
- Зайдите в сам музей, пройдите в гостиную комнату. Осмотритесь. Какие вещи составляют обстановку комнаты? Чем могли в этой комнате заниматься хозяева? Исследуйте собранные там фотографии семьи. Как вам кажется, была ли эта семья дружной? Большой или маленькой? Как члены семьи относились друг к другу?
- Пройдите в столовую. Проведите расследование здесь! Рассмотрите мебель и предметы быта. Как вы думаете, это была гостеприимная семья? Чем занимались домашние в столовой?
- Поднимитесь на второй этаж в комнату хозяина. Выясните все об этом человек! Рассмотрите его личные вещи и подумайте, какое дело стало основным и любимым делом хозяина. Исследуйте портрет хозяина. Как вам кажется, какой у него был характер? Найдите на картине то, что говорит о его профессии. Уютно ли было работать в такой мастерской? Какая картина вам понравилась больше всего?
Вопросы и задания для взрослых «сыщиков» (ребенку не зачитываются, с ними работает только взрослый):
- В каком стиле выполнен дом?
- Сильно ли изменился внешний облик дома с того времени, когда в нём проживал художник?
- Сколько входов имеет дом-музей?
- Почему в доме много лестниц, переходов, коридоров?
- Какое помещение можно назвать «сердцем» дома?
- С каким временем года у вас ассоциируется убранство дома?
- Где впервые художник увидел свою жену?
- Рассмотрите портрет хозяина дома. Как вам кажется, какими чертами характера он обладал? Поделитесь своими мыслями с ребёнком.
Задание на подведение итогов расследования в музее:
Вернувшись в свой дом (квартиру), взгляните на него новым взглядом. Подумайте, что ваш дом может рассказать о вас? Что в вашем доме может рассказать о любимых занятиях его домочадцев?
Поразмышляйте с ребёнком о том, какой формы флюгер хотелось бы вам поставить на крыше своего дома? Сделайте рисунок. Устройте выставку своих картин».
Музей – это всегда маленькая запоминающаяся история, которая проживается вместе. Это одно из лучших мест, где родители отходят от роли наставника и становятся друзьями и собеседниками ребенка. Посещение музея всей семьей дает возможность лучше узнать друг друга, вести содержательные беседы и разделять совместные эмоции, все это способствует укреплению семейных уз.
Большинство привычек человек приобретает еще в детстве. Если родители примером показывают ребёнку свою заинтересованность в истории и культуре, то ребенок учится получать настоящее удовольствие от посещения музеев.
Апробация данного маршрута показала, что путешествие вызвало интерес как со стороны детей, так и со стороны взрослых. Дошкольники научились внимательно рассматривать и анализировать предметно-пространственную среду здания, делать умозаключения на основе увиденного.
Литература:
- Ермолаева Л. К., Смирнова Ю. А, Шейко Н. Г. Теория и методика преподавания учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга». – СПб., 2014.
- Коробкова Е. Н. Образовательное путешествие как педагогический метод. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – СПб., 2004.
- Шейко Н. Г. Город на ладошке или Как помочь дошкольнику освоить культурное наследие? // Детский сад: теория и практика. – 2012. – №7. – С.7-17.