Прикоснись к профессиям

Кройтор И.И., педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ «Павловский»

Мы, участники творческого объединения «Весёлая радуга» Дома детского творчества «Павловский»,  представляем  проект «Прикоснись к профессиям», который проводится в рамках национального проекта «Образование» и  федерального проекта «Успех каждого ребенка», организатором которого является  ГБУ ДО ДДТ «Павловский» Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Создание конкурентной среды – одно из условий самоопределения любого одаренного человека. Самореализация творческой личности приносит удовлетворение и дает высокие художественные результаты. Необходимо начинать работу по профессиональной ориентации и самоопределению в будущем с этапа пропедевтики, ознакомления учащихся начальной и средней школы с различными профессиями, в том числе и художественной направленности.

Этот проект направлен на приобретение   знаний о профессиях «Поэт», «Иллюстратор». В этом помогла нам поэтесса Ирина Аносова. Она представила видеоролик, с которым познакомились обучающиеся.

Проблема проекта: недостаточная осведомленность учащихся в области профессий, в том числе, связанных с художественным творчеством

Цель проекта: пропедевтика, повышение осведомленности (профессиональная ориентация) учащихся младшего и среднего школьного возраста в области художественного творчества.  Введение в профессии художественной направленности – «Поэт», «Иллюстратор».

Задачи проекта:

  1. Ознакомить учащихся с профессиональной творческой деятельностью современной поэтессы. Обратить внимание на редкость и необычность профессии. Особые требования – наличие поэтических способностей и  литературного таланта, самокритичности.
  2. Ознакомить с профессией иллюстратора, сформировать представление о деятельности художника-иллюстратора; показать значение иллюстрации для восприятия книги; привлечь внимание к данной профессии; продемонстрировать, что рождение иллюстрации связано с особыми знаниями и умениями, сторонами характера; показать особенности иллюстрации.
  3. Создать условия для повышения творческой активности и заинтересованности участников творческих объединений посредством организации выставок,  участия в конкурсах, достижения запланированного   результата — создания творческого продукта.

Планируемые результаты:

  1. Создание учащимися иллюстраций к выбранным поэтическим произведениям.
  2. Организация выставок и конкурсов, вовлечение в них учащихся из других образовательных учреждений.
  3. Оформление книги как наглядный результат работы юных художников-иллюстраторов.

Аналитический этап, подведение итогов проведенной работы:        

  1. Изучение итогов, получение обратной связи от детей и родителей.

 Проведение работы по проекту

Первое открытое мероприятие проекта проходило в 2019 году. В нем участвовали учащиеся 1-5 классов творческого объединения «Изостудия «Веселая радуга» ГБУ ДО ДДТ «Павловский» Пушкинского района Санкт-Петербурга. Мероприятие состояло из нескольких этапов. Дети познакомились с неординарной личностью — поэтом Лаэртом Олимповичем Добровольским и его детскими стихотворениями; выбрали понравившиеся стихотворения и создали иллюстрации к  ним, затем прошла выставка иллюстраций, и в итоге получилась замечательная  книга с иллюстрациями к стихотворениям поэта. Также были использованы возможности современной компьютерной программы для оформления книги в электронном варианте.

Во время проведения второго открытого мероприятия проекта появились новые участники. Учащиеся 1-5 классов – участники творческого объединения «Изостудия «Веселая радуга» ДДТ «Павловский» (педагог Кройтор Ирина Ивановна) и ученики школы-партнера ГБОУ СОШ № 645 Пушкинского района Санкт-Петербурга приняли участие в создании книги с иллюстрациями к новым стихотворениям поэта Добровольского Л.О.  В 2020 году дополнительно прошла   выставка-конкурс иллюстраций учащихся, были определены победители выставки-конкурса. Участники творческого объединения «Изостудия «Веселая радуга» Шанин Ярослав, Урмантаева Аружан из 4 класса, Носов Даниил из 5 класса заняли 1 место; Дьяконов Артем и Аладинская Дарья из 3 класса заняли 2 место; Хайруллина Диляра, ученица 3 класса, заняла 3 место.

Третье мероприятие проходило в рамках онлайн из-за сложной ситуации с ковидом. Поэтесса Ирина Аполлоновна Аносова представила свой видеоролик, в котором для детей рассказала историю создания своих стихотворений. Ирина Аносова профессионально, логично, доступно и продуманно рассказывала о том, что ее вдохновило на творчество для маленьких детей. Поделилась своим опытом общения с маленькими детьми.

Ирина Аполлоновна с огромным интересом отнеслась к работам маленьких авторов. В итоге появился набор открыток с детскими иллюстрациями.

В заключение было проведено анкетирование учащихся. Видно, что ситуация в некоторых случаях требует изменения. Но замечательно то, что у опрошенных детей есть дело, которым они занимаются с интересом и желанием.

Полученная информация, конечно, является неполной, но уже показывает некоторые направления дальнейшей деятельности в рамках нашего проекта. Это исследование подталкивает к пониманию того, что профориентационную работу желательно начинать с начальных классов, тогда детям в старшем звене будет легче выбрать свой жизненный путь, сделать осознанный выбор своей будущей профессии. И именно в дополнительном образовании имеются для этого различные возможности и ресурсы, особенно для выбора художественных специальностей в Санкт-Петербурге.

Работа над проектом была начата в 2019 году. В настоящее время работа над проектом продолжается. Ко Дню поэзии 21 марта 2023 года у нас запланировано сделать следующий набор открыток (календарь) на стихи современной поэтессы Кройтор Елены Ивановны. Также провести анкетирование, расширить знание детей в области иллюстративного искусства.

Приносим свою благодарность директору ГБУ ДО ДДТ «Павловский» Парамоновой  О.А. за поддержку и помощь.      

Представляем Вашему вниманию набор открыток с иллюстрациями учащихся.

Приглашаем вас к участию в проекте «Прикоснись к профессиям»!