Перевертайлова В. В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 28
Шульга Т. В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 28
Одна из актуальных задач нашего времени – это воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, которое проявляется через любовь к семье, детскому саду, родному городу и родной стране.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительной, систематической и целенаправленной работы с ребенком.
Через практику и теоретические материалы мы организовываем работу по воспитанию чувства патриотизма у детей, формированию интереса к истории, культуре Санкт-Петербурга. С этой целью нами был разработан проект «Маленький петербуржец», срок реализации данного проекта – один учебный год, участники проекта – педагоги и воспитанники подготовительной группы, родители.
Актуальность нашей работы по реализации проекта «Маленький петербуржец» заключается в воспитании маленького петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции.
Знакомство с городом осуществлялось систематически, последовательно, в разных образовательных областях и в разных направлениях и начиналось с воспитания любви к своей семье, детскому саду, району, в котором живешь, городу.
В течение года дети знакомились с известными достопримечательностями нашего города, историей их создания (причём, выбирались наиболее интересные исторические факты), с петербургскими архитектурными стилями, с известными великими людьми и их творениями, с яркими событиями, с правилами этикета, безопасностью жизни и поведения. Детям приходилось запоминать множество названий, фамилий известных архитекторов, скульпторов, чаще всего иностранных. Такая информация достаточно сложна для восприятия и усвоения ребенком старшего дошкольного возраста. Для облегчения восприятия информации мы решили погрузить детей в культурно-историческую среду нашего города, выбрав для этого такую форму работы, как экскурсия выходного дня. Целью организации таких экскурсий являлось:
- формирование первичных культурных и исторический знаний о родном городе и его достопримечательностях;
- обогащение опыта ребенка в сфере познания родного города;
- воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному краю и чувство гордости за город, в котором он живет.
Взаимодействие с семьями воспитанников – одно из приоритетных направлений работы детского сада, так как семья является субъектом воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для того чтобы привлечь семьи воспитанников к участию в экскурсиях, мы проводили большую просветительскую работу, в ходе которой объясняли родителям важность и необходимость патриотического воспитания, его формы и методы. Мы объясняли родителям, как важно с малых лет погружать ребенка в культурно-историческую среду города, в котором он живет. Родители поддержали нашу инициативу, и в течение года мы совместно с ними провели большое количество экскурсий. Периодичность проведения экскурсий – 1-2 в месяц.
Выбор мест для проведения экскурсий мы обсуждали с семьями воспитанников, при этом опираясь на наше комплексно-тематическое планирование и план воспитательной работы. Таким образом, наши экскурсии были интегрированы в образовательный и воспитательный процессы, главная цель которых – использование современных форм патриотического воспитания.
За период реализации проекта были организованы следующие экскурсии:
- Туристический поход в Буферный парк к остаткам моста железной дороги, где проходил 3-й путь Императорской ветки Царскосельской железной дороги (Императорский путь).
- На экскурсии в Музей-дачу А.С. Пушкина дети познакомились с местом, где поэт проводил вместе со своей супругой счастливое время, писал и творил. Дети увидели воссозданные по воспоминаниям современников интерьеры комнат того времени.
- На экскурсии в Царскосельский Лицей дети узнали об истории возникновения Лицея, о лицеистах, о том, как проходило их обучение, а также смогли попробовать себя в роли маленьких лицеистов и выполнить задания с помощью пера и чернил.
- На экскурсии на Малую детскую железную дорогу дети узнали об истории появления первой детской железной дороги в России, о том, как развивался железнодорожный транспорт. Дети увидели много интересных экспонатов и посмотрели первый в России действующий поезд царских времен, а также смогли попробовать себя в разных железнодорожных профессиях (машинисты, осмотрщики-ремонтники локомотивов, дежурные по станции).
- В ходе повторной экскурсии в Музей-дачу А.С. Пушкина дети познакомились с творчеством писателя, узнали, какие сказки были написаны в рабочем кабинете дачи, смогли стать юными актерами в инсценировке сказки А.С.Пушкина.
- На экскурсии в Екатерининском дворце экскурсовод в роли Сказочной феи познакомила детей с «живописной», «янтарной» и «деревянной» сказками, ребята узнали секрет изобретения фарфора. Экскурсия была завершена танцевальной программой «Бал в гостях у Сказочной феи»
- На экскурсии в пожарную часть настоящие борцы с огнем познакомили дошкольников с устройством пожарной части, пожарной машиной, учебно-тренировочным полигоном. Дети смогли посидеть в настоящей пожарной машине, узнали, как поступают тревожные звонки, и увидели, как происходит реальный вызов пожарной машины по сигналу тревоги.
- На повторной экскурсии в Царскосельском Лицее на программе «Скоро в школу» дети узнали об учебных предметах, которые изучали маленькие лицеисты, о системе оценивания, о разнице в выставлении оценок в современной школе и лицее.
- На экскурсии в Историко-литературном музее дети посетили экспозицию «Очарование старины». «Старина» очаровала как взрослых, так детей! Огромные самовары, ухваты, железные утюги, кухонная утварь, прялка произвели на детей неизгладимое впечатление. Во время экскурсии дети не только могли посмотреть на старинные вещи, но и «постирать» на стиральной доске, погладить ткань с помощью рубеля, повертеть в руках мутовку.
Еще одной формой работы по патриотическому воспитанию детей было посещение тематических краеведческих экскурсий «Знай и люби свой город» в детской районной библиотеке, в ходе которых ребята узнали историю основания и развития города Санкт-Петербурга, познакомились с его достопримечательностями.
В результате всей проведенной работы мы получили следующие результаты:
- у детей сформировались первичные представления о родном городе Санкт-Петербурге (ближайшем социуме), истории родного города, о людях, прославивших его;
- дети стали проявлять интерес к родному городу, желание знать и узнавать свой город;
- дети могут рассказать о своем родном городе, знакомы с городской и государственной символикой;
- дети проявляют инициативу и самостоятельность в играх краеведческого содержания;
- дети с интересом включаются в общение и познавательно-исследовательскую деятельность по изучению культурного наследия Санкт-Петербурга.