Соснина Т.В., воспитатель ГБДОУ № 43
Кто не принадлежит своему отечеству,
тот не принадлежит человечеству.
В. Г. Белинский
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из наиболее актуальных, так как детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотическое воспитание современных дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образовательные области ФГОС дошкольного образования обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника. Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом сегодня.
Ребёнок в дошкольном возрасте должен как можно раньше понять, что его Родина – это Россия со своими собственными государственными символами и праздниками, национальными традициями. Это огромное государство, великая держава, единая для всех, кто родился на её территории, любит её и стремится сделать её красивее и сильнее. Любить Родину – это значит быть ей полезным. Помочь ребёнку осознать себя частью большой Родины – основная задача патриотического воспитания современного дошкольного образования, как база для формирования истинного гражданина своей страны, готового служить интересам Отечества и защищать его, если придётся, даже ценой своей жизни.
«Моя Родина», – эти слова должны стать для ребёнка такими же естественными, как «мои родители», «мой город», «мой детский сад».
Одним из главным и приоритетным направлением патриотического воспитания дошкольников является приобщение к народному творчеству и традициям. Праздники имеют особое значение в плане патриотического воспитания. Культуроведы и социологи признают, что именно праздники, ставшие безусловной частью жизни общества, являются древнейшими элементами человеческой общественной культуры.
У современных детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, что связано с произошедшими изменениями в нашей стране за последние годы. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания дошкольников в современном детском саду.
Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания в дошкольном возрасте посредством различных средств, форм, методов и способов для возведения надёжного фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству, к своей Родине. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества, должны стать основой патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.
Дошкольники очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать, следовательно, в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
В своей работе по патриотическому воспитанию старших дошкольников, как и другие педагоги, я использую разнообразные методы, средства, формы работы с детьми и семьями воспитанников. В результате нашей деятельности решаются задачи по воспитанию патриотов, защитников нашей великой Родины.
Основными формами патриотического воспитания детей в моей работе являются тематические занятия, проектная деятельность, игры-занятия, проведение совместных праздников, вечеров досуга, изготовление поделок, сотрудничество с библиотеками, игры, презентации, мастер-классы и тематические встречи с родителями воспитанников. Например, ко Дню защитника Отечества был проведен вечер досуга совместно с папами воспитанников, ко Дню Победы мы совершили целевую прогулку к памятнику «Пушка» и возложили цветы, а также оформили творческую выставку «Военная техника Великой Отечественной войны», посмотрели презентации «День победы 9 мая», «Я помню! Я горжусь!», «Память бережно храним». В течение учебного года были разработаны и подготовлены краткосрочные проекты «Военные профессии», «Блокадный Ленинград- непокорённый город», «Россия – Родина моя» с использованием бесед, игр, презентаций, тематических встреч с родителями воспитанников. В процессе реализации этого направления ФГОС дети рисовали, делали презентации с родителями «Мой героический дедушка – участник Великой Отечественной войны» и готовили сообщения о своей малой Родине.
В группе создан центр по патриотическому воспитанию «Моя Родина-Россия», где центральное место занимают флаги Российской Федерации, флаг Санкт-Петербурга и Пушкина. В центре имеются различные карты России, фотографии и иллюстрации с видами городов Москвы, Санкт-Петербурга, Пушкина. Также здесь подборка исторической и художественной литературы, пословицы и поговорки о Родине, картотеки по нравственно-патриотическому воспитанию; альбомы «Национальные костюмы народов РФ», «Предметы народного быта», «Народные промыслы России», «Русская народная игрушка», «История русского народного костюма», «Моя Родина – Россия».
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего патриота и гражданина России. Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольника в нашем детском саду будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.