Образовательный “Осенний интенсив-2022”: новый формат формирования и развития компетенций школьников

Бочина М.А., к.и.н., замдиректора по УВР, учитель истории и обществознания ГБОУ №530
Ломакина Н.Н., к.филос.н., методист, учитель истории и обществознания ГБОУ №530

В современном мире меняются форматы взаимодействия людей, формируется иной подход к личности и в сфере образования всех уровней. Сегодня мы готовы заявить, что образовательный «Осенний интенсив» в ГБОУ школа № 530 становится традицией как подход к реализации модели индивидуальной траектории развития школьников, который в полной мере способствует формированию и развитию универсальных компетенций у обучающихся, с одной стороны, и позволяет реализовать профессионально ориентированное обучение старшеклассников, с другой стороны.

Начало реализации данного формата было положено в рамках работы школы как районной площадки педагогического моделирования и творческого развития «Технологическое образование – старт в профессию будущего» осенью 2021 года. Школа работает над формированием технологических компетенций у обучающихся, которые включены в универсальные компетенции, выдвигаемые ФГОС в качестве требований к результатам освоения образовательных программ в школе: разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, самореализация и саморазвитие, креативность и коммуникация.

В процессе прохождения образовательного «Осеннего интенсива» каждый обучающийся старшей школы развивает и совершенствует имеющиеся у него компетенции, а также, что крайне важно, понимает те дефициты знаний, умений, навыков, которые у него образовались. Впоследствии он самостоятельно корректирует свою образовательную программу, формируя индивидуальный образовательный маршрут. Это является несомненным положительным эффектом участия в мероприятиях образовательного интенсива школы. Еще одно преимущество заключается в том, что предлагаемая программа позволяет обучающимся погрузиться в выбранный профиль обучения. Это помогает им сделать правильный профессиональный выбор, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда.

Разумеется, сегодня есть большие возможности для старшеклассников самостоятельно, в том числе, и в дни каникул на базе высших учебных заведений проходить интенсивы. Однако наша школа видит несомненное преимущество использования найденного нами формата образовательной деятельности в том, что:

  • учитываются интересы и потребности всех старшеклассников по всем профилям обучения, а значит, охват мероприятиями интенсива максимальный;
  • школа и ее педагоги в прямом взаимодействии с принимающей стороной имеют возможность скорректировать содержание занятий под образовательные потребности каждой конкретной группы обучающихся;
  • осуществляется плановый централизованный выход обучающихся на занятия, проводимые на разных площадках принимающих организаций, что позволяет минимизировать подвижки в учебном процессе, а это – немаловажный организационный аспект.

Реализация нового формата образовательной деятельности стала возможна благодаря взаимодействию нашей школы с организациями-партнерами: Санкт-Петербургским государственным аграрным университетом (СПбГАУ), Государственным университетом аэрокосмического приборостроения (ГУАП), Институтом  агроинженерных и экологических проблем (ИАЭП), Российским государственным гидрометеорологическим университетом (РГГМУ), технопарком «Кванториум». При этом уже сегодня мы имеем договоренности с другими учреждениями высшего образования о проведении занятий «Осеннего интенсива» на их площадках в следующем учебном году.

Занятия образовательного «Осеннего интенсива-2022» выстраивались по следующим профилям обучения: социально-экономический, естественно-научный и технологический.

Одно из мероприятий технологического профиля – посещение десятиклассниками технопарка «Кванториум». В начале встречи для них была проведена небольшая экскурсия, они посетили кабинеты разных направлений: «ПРОМДИЗАЙНКВАНТУМ», «БИОКВАНТУМ», «VR/AR-КВАНТУМ», «АЭРОКВАНТУМ», «ГЕОКВАНТУМ», «ЭНЕРДЖИКВАНТУМ», «НАНОКВАНТУМ», «ХАЙТЕК», «НЕЙРОКВАНТУМ» и «ПРОМРОБОКВАНТУМ».  Все эти направления деятельности технопарка являются технологиями будущего, причем того будущего, которое активно развивается уже сегодня и сейчас. Наше государство активно привлекает в эти сферы молодежь, так как освоение новых технологий является гарантией устойчивого развития страны. После экскурсии по квантумам прошли мастер-классы. На мастер-классе по дисциплине НЕЙРОКВАНТУМ обучающиеся узнали о строении нервной системы и научились снимать показания организма, в том числе нервной системы. Вторая группа десятиклассников попробовала себя в VR/AR-КВАНТУМЕ. Ребята освоили объемную визуализацию и попробовали создать свою виртуальною реальность с помощью специального симулятора. Третья группа десятиклассников посетила ЭНЕРДЖИКВАНТУМ, где им рассказали много нового и интересного о водородной энергетике. Ребята попробовали сконструировать и запустить игрушечную машинку на водородной батарейке. Пожалуй, самым полезным было получение практических знаний и навыков по одному из трех предложенных направлений.

Группа одиннадцатиклассников технологического профиля обучения посетила занятие в лаборатории промышленной робототехники. Данное мероприятие проводилось на площадке ГУАПа. Обучающиеся впервые попробовали управлять роботами, которые позволяют осуществлять такие операции как сверление, точение, фрезерование и сварка. И не только управлять, но и под руководством сотрудников запрограммировать их на выполнение определенных операций. Кроме обучения, данная лаборатория занимается подготовкой студентов по нескольким компетенциям чемпионата «World Skills Russia». Это дает дополнительные возможности реализации своего потенциала каждому заинтересованному в этом студенту. Заметим, что часть ребят 11 класса уже являются слушателями курсов, которые проводят преподаватели ГУАПа по математике, физике, информатике.

Несколько мероприятий «Осеннего интенсива-2022» проходило в рамках тесного сотрудничества ГБОУ школы № 530 с СПбГАУ. Отметим, что с этого учебного года в нашей образовательной организации реализуется новый проект – «Научно-образовательное пространство «СРЕДА», запущенный при грантовой поддержке Правительства Санкт-Петербурга. Группа наших школьников 10-11 классов естественно-научного профиля обучения была приглашена на факультет агротехнологий, почвоведения и экологии. На кафедре защиты и карантина растений ребят познакомили с профессиями, связанными с защитой растений, возможностями дальнейшей учебы и работы по данной специальности. Старшеклассников ждала интересная практическая работа по обнаружению и приготовлению препаратов с патогенными клещами. Это было увлекательно! На другой кафедре университета – на кафедре почвоведения и агрохимии – в процессе мастер-класса ребята научились определять минеральные удобрения аналитическим способом. Эти занятия были примечательны еще тем, что у наших школьников появились новые знакомые – ученики школы № 598 с углубленным изучением математики, химии и биологии Приморского района Санкт-Петербурга, которые приехали, чтобы вместе с нами участвовать в образовательном «Осеннем интенсиве».

Другая группа обучающихся 10-11 классов приняла участие в мероприятиях социально-экономической направленности. Первое занятие проводили доценты кафедры технологии управления и сервиса. Ребятам рассказали про экономические направления подготовки в университете, предложили сыграть в «Свою игру». Пожалуй, самым интересным была деловая командная игра «Строители отеля». Школьники получили большой заряд положительных эмоций, смогли проявить свои творческие способности и командную слаженность. Второе занятие проводили преподаватели юридического факультета. Школьники побывали на судебном процессе, потом им было предложено с помощью специальной компьютерной программы составить фоторобот. Ребята работали с удовольствием.

А еще для обучающихся социально-экономического профиля было организовано занятие в рамках профориентационного проекта РГГМУ «Хочу в Гидромет». Задача проекта – в интерактивной форме познакомить старшеклассников с направлениями подготовки в РГГМУ. Десятиклассники посетили несколько станций-площадок: «Прогнозная», где вместе со студентами составили прогноз погоды на ближайшие дни (кстати! прогноз ребят оказался верен на 100%!); «Гидрометеорологический пост» – они побывали в лаборатории водных исследований с макетами водных объектов; станции «ЭКО-логично» и «Мировой океан», где продемонстрировали свою эрудицию в викторинах и узнали много нового о том, как студенты проходят практику. Наши школьники проявили большую заинтересованность к тому, что увидели и услышали от студентов и преподавателей РГГМУ.

Проведение «Осеннего интенсива-2022» позволяет по-новому реализовывать образовательную деятельность школы по формированию и развитию компетенций современных школьников как с учетом их индивидуальных запросов, так и с учетом требований со стороны государства.