Пинсон С. А., учитель английского языка ГБОУ СОШ № 638
Компьютерная информатика в СССР началась с работ И. С. Брука. Ещё 1948 году он вместе с Б.И. Рамеевым оформил заявку на изобретение автоматической цифровой вычислительной машины. 4 декабря 1948 года можно по праву считать началом современной информатики как науки.
К концу 20 века информатика добралась и до школьных классов. Сначала появилось специальное пособие для учителей общеобразовательных школ, затем термин «школьная информатика», и всё, что связано с предметом «Информатика», стало постепенно развиваться и внедряться в образовательный процесс.
В наше время трудно представить современный урок без информационных технологий. На сегодняшний день информационные технологии помогают учащимся успешно осваивать школьную программу не только по информатике, но и по всем остальным предметам. Учителя часто используют образовательные приложения из интернета для изучения, отработки и закрепления материала.
Но всегда ли успешно проходит обучение школьников при помощи информационных технологий в образовательный процесс? Нет, не всегда. Для эффективной работы и изучения предметов в школе цифровизации недостаточно. Одна из основных задач учителя не только применять информационные технологии на своих уроках, но и объяснять учащимся правила их использования. Существуют определенные риски при использовании интернета учащимися, именно поэтому очень важно учителю обеспечить безопасный поиск и работу с интернет приложениями. Задача учителя – показать детям пользу и эффективность занятий с использованием компьютерных технологий.
Учителям и педагогам старой закалки приходится обучаться новой системе образования. Молодые же педагоги уже приходят в систему образования с цифровыми навыками. Цифровизация подразумевает, что дети сами будут изучать материал. В данном виде работы педагог выступает только в роли куратора, к которому ребенок может обратиться за помощью и разъяснением.
В настоящее время существует колоссальный выбор онлайн учреждений, где можно обучаться. Все это благодаря цифровизации. Есть богатейший выбор дистанционных платформ с различными курсами по разным направлениям.
Однако при очевидных плюсах такой формы обучения не всё так однозначно: педагоги и учёные с осторожностью относятся к глобальному внедрению цифровизации в образовательных организациях. Молчанова Е.В., кандидат педагогических наук, преподаватель Кубанского государственного университета, считает, что учебные материалы, планы, занятия, журналы и дневники – все это перейдет на онлайн-версии. Ученик сможет участвовать в проведении урока, оставаясь дома. Среди значимых плюсов цифрового алгоритма современного образования можно назвать следующие: приучение к самостоятельности, отсутствие бумажной волокиты, экономия времени, упрощение работы педагогов, прогностическая модель будущего в действии. В то же самое время существует и обратная точка зрения: многие преподаватели и ученые выступают против цифровизации школ. По мнению завкафедры возрастной психологии психфака МГУ Ольги Карабановой, такое беспокойство объясняется возникновением в детско-подростковой аудитории преступности, агрессии к окружающим, частым призывам к суицидам, интернет-зависимостью; у детей появляется чувство тревожности, клиповое мышление, разрушение логики и понятийного аппарата. Виртуальная реальность разрушает способность ребенка логически мыслить и выстраивать логически правильные высказывания. Постепенно смещаются акценты – жизнь уходит в виртуальное пространство.
Исходя из вышеперечисленных мнений, мы можем сделать вывод, что существует равное количество как плюсов, так и минусов цифровизации в школе. Я считаю, что необходимо придерживаться золотой середины, потому что внедрение информационных технологий помогает учащимся лучше освоить материал и проработать его, узнать много нового. Однако перед погружением в информационный мир необходимо четко понимать границы, которые нельзя переступать. Учитель обязан не только использовать различные информационные приемы и приложения на своих уроках, но и учить детей их правильному использованию.
Идти в ногу со временем школе необходимо. Цифровизация помогает нам осваивать новые технологии, открывать для себя новые знания и передавать их детям. Задача учителей – сделать этот мир интересным, понятным, увлекательным и безопасным для своих учащихся.
Список литературы: