Чугункина Т.В., воспитатель ГБДОУ № 11
Хорошо известно, что игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Для ребенка игра – способ самореализации и самовыражения. В игре ребенок перерабатывает полученные из окружающего мира знания и впечатления. Помимо всего прочего игра — это самый доступный вид деятельности для детей. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно. Это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательный субъект своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.
Если у нормально развивающихся детей к шести годам сюжетно-ролевая игра достигает своего высшего расцвета, то у всех детей с ЗПР этого возраста она находится на значительно более ранних этапах развития. Это проявляется в первую очередь в снижении активности в области игрового поведения. Для игры дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построения, игровое поведение недостаточно эмоционально, часто игра не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно. У детей данной категории отмечаются хаотичность и неорганизованность деятельности, торопливость и неуравновешенность поведения, а также отсутствие чувства ответственности. У них наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, слабость волевых усилий. Таким образом, игра не сформирована и как совместная деятельность. Дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается. Замечено, что в процессе игры дети с ЗПР действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающие названия некоторых игрушек и действий. Дети с ЗПР быстро насыщаются игрушками. Длительность их действий обычно не превышает пятнадцати минут. Это свидетельствует об отсутствии подлинного интереса к игрушке, который, возбуждаясь её новизной, в процессе манипулирования ею быстро угасает. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития носит эмоциональный характер. Содержание игры не развернуто. В игре детей с ЗПР отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию мысленно. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а так и остаются на уровне сюжетной игры. Без специального обучения игра у детей с ЗПР не может занять ведущее место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития особенного ребенка. Поэтому очень важно уделять внимание обучению детей с ЗПР сюжетно-ролевой игре. С помощью сюжетно-ролевой игры можно не только развить навыки общения у таких детей, но и, главное, развить игровую деятельность, которая станет основной для бурного развития высших психических функций и подготовки детей к социальному общению и развитию.
Целенаправленное, поэтапное взаимодействие в процессе игровой деятельности с детьми, страдающими задержкой психического развития, позволяет значительно расширить круг сведений и представлений детей об окружающем их мире предметов и отношений между людьми, обогатить сенсорный опыт детей, активизировать их общение, в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы с ними. Для развития сюжетно-ролевой игры дошкольников с задержкой психического развития очень важно организовывать индивидуальное общение ребенка со взрослым, общение детей со сверстниками, общение в группе.
Обучение игровым действиям дошкольников с ЗПР рекомендуется проводить на ограниченном количестве игр. Обучение должно проходить поэтапно и начинаться как можно раньше, а сама методика должна обязательно включать задания с неопределенной проблемной ситуацией. Именно такие задания являются пусковым механизмом для развития воображения. Особое внимание необходимо обратить на формирование мотивационной готовности к совершенствованию своей деятельности.
Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития предоставляет много факторов для размышлений и требует творчества и фантазии от педагогов и родителей.