Флегонтова Е. В., воспитатель ДО ГБОУ СОШ 606
Мир, в который приходит малыш, достаточно богат и разнообразен. Чтобы успешно жить в нем, надо много знать: разбираться в свойствах и качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Как отмечают психологи Р. Вудвортс и Б. Скиннер, для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, так как активность – необходимое условие умственного развития. Поэтому задача дошкольной образовательной организации – развитие у дошкольников устойчивой потребности в познании, потребности в учении или мотивации учения.
Формирование мотивации является основой развития дошкольника. Дошкольный возраст – сензитивный период для становления мотивации у детей. Таким образом, на сегодняшний день возрастает острая необходимость в развитии познавательной мотивации дошкольника как залога успешной подготовки к его дальнейшему обучению и подготовке к школе.
Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждает её к деятельности. Отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются психологи и педагоги, а также родители обучающихся.
По мнению психологов Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.Ю. Кистяковской, Р.Я. Лихтван-Абрамовича и др., познавательная активность не связана с возрастом и она присутствует не у всех дошкольников. Как правило, взрослые нацелены на развитие способностей, умений и знаний, но не на развитие у ребёнка желания к познанию окружающего мира.
Потребности познавать окружающий мир даны ребёнку с рождения. Сформировать их, а затем закрепить и тем самым перевести в привычку, а далее в необходимость – одна из важнейших задач воспитателя детского сада. Умственная активность ребенка в дошкольном возрасте по мере его взросления приобретает более самостоятельный характер. Если окружающая среда мотивирует любознательность и познавательный интерес, ребенок стремится познать новое, без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов.
По мнению педагогов и психологов Т.И. Азарова, В. Ашикова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, одним из ключевых условий развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста выступает развивающая среда.
Однако многие исследователи, работая над изучением состояния развивающей среды группы в современном детском саду, отмечают однообразие и ограниченность ее содержания. Наблюдается отсутствие средств, позволяющих детям самосовершенствоваться в освоении познавательно-игровой деятельности, недостаточность объектов, отвечающих интересам дошкольников.
Основной задачей формирования познавательной мотивации является предоставление ребенку возможности самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления. А все это возможно лишь благодаря грамотно спланированному подходу к организации развивающей среды группового пространства дошкольной организации, где большую часть времени находится ребенок.
Продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе – от позиции самого ребёнка, его активности .
В связи с этим при создании условий для формирования познавательной мотивации у детей дошкольного возраста следует учитывать как внешние факторы, то есть содержание деятельности по формированию мотивации, методы работы воспитателя, материально-техническое оснащение дошкольной организации, психологический климат в группе, так и внутренние факторы становления мотивации – изменения в психическом развитии ребёнка, его способность к разным формам взаимодействия и общения со взрослыми и сверстниками.
По мнению педагогов-исследователей С.А. Козловой и С.В. Кожокарь, чтобы открыть ребёнку радость умственной работы, разбудить любознательность, нужно использовать эффективные методы и приёмы развития познавательной активности детей в условиях детского сада. Например, такие:
- создание обогащенной предметно-пространственной среды;
- организация познавательного поиска детей (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.);
- вовлечение в выполнение творческих заданий;
- интеграция разнообразной деятельности;
- формирование у детей психологической установки на предстоящую деятельность;
- создание проблемно-поисковых ситуаций;
- включение занимательности в содержание;
- стимулирование проявления положительного эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и разным видам деятельности;
- использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса.
При наибольшей устойчивости интересов дошкольников и соблюдении данных педагогических условий формирование познавательной мотивации должно протекать интенсивно и эффективно.
Среди условий, способствующих становлению познавательной мотивации младших дошкольников, большинство специалистов называют игру, общение со взрослым и правильно организованную развивающую среду, в которой ребенок проводит все свое детство.
Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности, но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание соответствующего уровня сложности. Но главное – взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребёнка на решение задачи.
Основные принципы развития познавательной мотивации:
- Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого.
- Стимуляция любознательности ребенка. В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку.
- Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
- Безоценочность. Оценка, высказанная взрослым (как положительная, так и отрицательная), может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.
- Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый должен стремиться не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.
Таким образом, на формирование познавательной мотивации у детей дошкольного возраста влияет ряд факторов. Среди таких факторов – в том числе развивающая среда. Развивающая среда в группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через развивающую среду мы формируем мотив к познанию у детей.