Сакович Е.В., учитель-логопед ГБДОУ № 46
Тезикова Н.Н., учитель-логопед ГБДОУ № 46
Кропивницкая Ю.П.,старший воспитатель ГБДОУ № 46
Сапелкина Е.И., старший воспитатель ГБДОУ № 46
С 2015 года творческая группа ГБДОУ № 46 работала над созданием проекта, посвящённого работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
В результате инновационной деятельности участниками творческой группы ОУ был разработан инновационный продукт «Логопедическое путешествие по Санкт-Петербургу», который позволяет не только познакомить детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга и развить моторные функции у дошкольников, но и скорректировать речевое недоразвитие, научить рассматривать предметы, объекты, явления всесторонне, во взаимосвязи с окружающим миром, формируя его целостную картину, подготовить детей к школьному обучению.
Учебно-методическое пособие включает:
- методическую разработку «Логопедическое путешествие по Санкт-Петербургу»;
- интерактивную карту Санкт-Петербурга для детей старшего дошкольного возраста в программе MicrosoftOfficePowerPoint.
В пособии представлены шесть направлений, особенно необходимых для работы с детьми, имеющими недостатки речевого и моторного развития:
- Артикуляционная гимнастика – позволяет укрепить мышечный аппарат и сформировать правильные артикуляционные уклады, необходимые для формирования нормативного звукопроизношения.
- Биоэнергопластика – разработанные комплексы позволяют усовершенствовать навыки артикуляционной и мелкой моторики, повысить уровень координации тонких движений, переключаемости от одного движения к другому и работать над формированием ритма. Это необходимый навык для формирования у дошкольников четкости дикции и звукослоговой структуры слов.
- Пальчиковая гимнастика – стимулирует речевое и умственное развитие, готовит руку к письму.
- Речь с движением – может использоваться для автоматизации поставленных звуков в речь, работы над четкостью дикции, для формирования и совершенствования просодических компонентов речи. Для детей с нарушенным речевым развитием сочетание речи с движениями является наиболее сложным заданием, освоение которого дает существенный прогресс в развитии речи, поскольку позволяет развивать у дошкольников навык самоконтроля.
- Мимическая гимнастика – полезна дошкольникам с точки зрения укрепления мышечного аппарата, необходимого для четкости дикции. Также грамотную речь необыкновенно украшает уместная выразительная мимика и жесты.
- Дыхательные упражнения – необходимы дошкольникам и для овладения правильным звукопроизношением, и для формирования плавности речи.
Подобранные по этим направлениям комплексы упражнений предлагаются в игровой и стихотворной форме в соответствии с темой и изучаемым объектом архитектурно-культурного наследия Санкт-Петербурга.
Каждый объект логопедического путешествия может рассматриваться и изучаться отдельно или в комплексе в зависимости от поставленных задач, интересов детей и родителей.
Изучаемые объекты рассматриваются детьми всесторонне. Слушая и проговаривая стихотворные строки, посвященные Петербургу во время выполнения упражнений, дошкольники не только знакомятся с архитектурой и историей города – происходит развитие моторных функций, стимулирование познавательной активности, расширение и активизация словарного запаса, связная речь становится ритмически, интонационно и грамматически правильной. Архитектурные и исторические объекты представлены на интерактивной карте, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. Для детей предлагается краткая информация, которая дает общие представления об изучаемом объекте архитектурно-культурного наследия и позволяет активизировать знания детей, если данный объект им знаком. Информационную справку представляет дошкольникам анимированный персонаж — Петербургский Кот, который, являясь одним из символов города, в данном случае используется для привлечения дополнительного интереса детей к работе с картой. Также информация создана и представлена в программе Proshow Producer в качестве дополнительного видеоматериала для закрепления и обобщения работы с детьми и в качестве презентации для родителей.
В результате использования инновационного продукта «Логопедическое путешествие по Санкт-Петербургу» дети, в том числе с недостатками речевого и познавательного развития, быстрее усваивают знания, учатся ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике, у них возникает личное эмоциональное отношение к объектам изучения, воспитанники принимают и усваивают «культурный код петербуржца».
Также мы наблюдаем профессионально-личностный рост педагогов, использующих инновационный продукт, – происходит логопедизация профессиональной деятельности воспитателя, повышение квалификации в области Петербурговедения, развитие коммуникативной компетентности педагога. Значим и методический результат применения инновационного продукта «Логопедическое путешествие по Санкт-Петербургу» – это возможность планирования работы по познавательно-исследовательской и коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Опыт работы творческой группы был представлен в форме стендового доклада на всероссийской научно-практической конференции «Я в мир удивительный этот пришел..», которую организует Санкт-Петербургская Академия Постдипломного Педагогического Образования, и на III городском логопедическом форуме, на котором представители кафедры специальной коррекционной педагогики СПб АППО оценили учебно-методическую разработку и дали положительные отзывы с рекомендацией к ее тиражированию.
Мы поделились опытом применения учебно-методического пособия с начинающими специалистами на городском семинаре «Школы молодого логопеда», которую организует кафедра специальной коррекционной педагогики АППО.
В марте 2020 года созданное учебно-методическое пособие было представлено на районном конкурсе инновационных продуктов, где заняло I место.