Соломко Н.Е., инструктор по физической культуре ГБДОУ № 12 комбинированного вида
Злобина В.В., воспитатель ГБДОУ № 12 комбинированного вида
В ФГОС дошкольного образования отмечена роль игры как основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности, через которую должны решаться все образовательные задачи (в том числе и обучение дошкольников). Возникает вопрос: как реализовать программные образовательные задачи в совместной и самостоятельной деятельности детей?
Как бы широко и интересно ни использовалась игра как средство воспитания, она еще не станет и не может стать выражением интересов детей, их потребностей, не может полностью удовлетворить «страсть» ребенка к игре. Эта страсть может быть удовлетворена тогда, когда он будет в полной мере жить игрой, в игре. Это значит, что в играх ребенок находит интересное для него общество детей, переживает радость, обиду, разочарования. Здесь зарождается симпатия, дружба. Игра – эта доступная каждому ребенку деятельность – служит и своеобразным общим языком для всех детей. В играх могут понять друг друга дети не зависимо от национальностей и знания языка.
Игра важна прежде всего тем, что она способна организовать жизнь ребенка. В этом состоит ее важнейшая жизненная сила, которую надо использовать. Важно превратить игру из явления стихийного в явление организованное.
Чтобы игра получила свое развитие, дошкольникам необходимо привлекательное игровое пространство, «островок игры», где они могли бы проявить умение творить, придумывать, фантазировать. Таким пространством и центральным элементом, организующим предметную среду, могут стать игровые поля. Это особенно актуально для маленьких площадей.
Объединив процессы создания игрового поля и режиссерской игры, можно добиться того, что играть дети будут в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники воплощают широкий спектр своих замыслов, что способствует развитию умений комбинировать события, создавать их новые сочетания.
Ребенок в позиции режиссера создает воображаемую ситуацию, придумывает события с персонажами, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них. Он исполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.
Оптимальным средством для развития сюжета становятся универсальные (тематически многозначные) игровые поля (так называемые маркеры игрового пространства). Они являются полифункциональным привлекательным игровым пространством и более мобильны. Игровая деятельность на таких полях предоставляет воспитанникам большие возможности для развития и творческой реализации. Игровые поля позволяют решать задачи по всем образовательным областям (в том числе и физическое развитие).
Целью такой работы является развитие творческого, двигательного и познавательного потенциала детей посредством использования игрового пространства (игровых полей).
Основные задачи:
- инициировать выбор детьми способов, приемов реализации замысла в процессе деятельности с игровым полем;
- использовать игровые поля для развития личности во всех образовательных областях (социально-коммуникативное, познавательное, физическое, речевое, художественно-эстетическое развитие);
- обогащать двигательный опыт детей;
- создать условия для самостоятельной игровой деятельности;
- формировать навыки совместной игры, сотрудничества и сотворчества;
- обучать придумыванию сюжетов путем объединения двух-трех игровых полей;
- взаимодействовать с семьей в творческом развитии детей.
Решение этих задач возможно, если игровое поле будет отвечать следующим требованиям:
- Наличие игрового поля.
Игровое поле – подвижная конструкция, позволяющая ребенку самостоятельно создавать свое игровое пространство – «островок игры». Оно должно легко переноситься с места на место, служить длительное время, в любой момент быть доступным. Игровое поле можно изготовить из различных безопасных материалов (тонкая фанера, плотный картон, линолеум и т.д.). При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления. - Наличие персонажей – действующие лица в игре (люди, животные, сказочные герои и т.д.).
- Наличие аксессуаров.
- Наличие предметов-заместителей.
Игровые поля, наборы персонажей и аксессуаров к ним должны быть доступны для свободного выбора.
Работа по созданию игровых полей проходит в несколько этапов.
1-ый этап: предварительная работа (подготовка и сбор материала для создания игрового поля; обогащение личного опыта детей).
2-й этап: изготовление основы игрового поля, наполнение его предметным материалом.
3-й этап: развитие и активизация игры в игровом поле (дополнение игрового пространства новым материалом, совместно с воспитанниками придумывание рассказов, сказок, которые служат игровыми сюжетами, вариаций игр).
При использовании игрового поля поощряется инициатива детей, когда они придумывают и вводят в игру новые эпизоды и вариации. Общение дошкольников в ходе игры при развитии сюжета становится более содержательным, динамичным, способствует взаимопониманию. По мере угасания интереса педагог может внести новые элементы, заменить персонажей, дополнить игру предметами-заместителями.
Игровые поля можно использовать как в помещении группы, физкультурном зале, так и на прогулочной площадке.
Следует отметить, что игровые поля также помогают создать условия, способствующие формированию интереса к двигательной деятельности. Игровые поля играют большую роль в создании условий для осуществления двигательной активности, что является важным моментом положительного эмоционального состояния детей в ходе физкультурных занятий.
Работа по созданию игровых полей предполагает взаимодействие с семьями воспитанников. Например, родители могут активно помочь в подборе материалов.
Создание игровых полей – увлекательное занятие, которое помогает педагогу успешно реализовать золотое правило дошкольной педагогики: «обучать детей играя». Это дает возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими.
В процессе игрового взаимодействия ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности. Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития дошкольника.
Педагог выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, собственное мнение, творчество. Деятельность педагога направлена, прежде всего, на то, чтобы добиться правильных взаимоотношений детей в игре. Если игра – это радость детей, то нужно так организовать детей, чтобы их игры воспитывали положительные эмоции. И если игра – это деятельность ребенка, то важно организовать эту деятельность так, чтобы она развивала ребенка.
Изобретаемые самими детьми варианты игры нужно гармонически сочетать с играми с правилами, обеспечивая тем самым самостоятельность, необходимую для развития детей, и организованность. «Но не надо никогда забывать, – говорил Ушинский, – что игра теряет свое значение, если она перестает быть деятельной и притом свободной деятельностью ребенка».
Игра с игровыми полями – одно из любимых занятий наших воспитанников, которое объединяет вокруг себя ребенка, семью и детский сад. Дети дошкольного возраста, едва отказавшись продолжать организованную игру, тотчас же и без каких-либо условий с их стороны переходят к той игре, которую они сами задумали, сами же создают ее и играют с вдохновением.