Калиновская Е.А., педагог, руководитель объединения «Стрижи»
ГБОУ средняя школа № 257
С 12-14 сентября в Ростове-на-Дону состоялся международный научно-практический форум «Змиевская балка: история геноцида». Форум проходил в рамках мероприятий Министерства просвещения РФ по реализации проекта «Без срока давности».
В мероприятиях форума принимали участие высокопоставленные представители власти, ученые, педагоги, руководители образовательных организаций субъектов РФ, Донецкой и Луганской народных республик, музейные работники, историки, студенты, представители общественных организаций. Модератором пленарного заседания стал актер театра и кино, член Союза кинематографистов РФ Игорь Петренко.
Темы форума – формирование исторического самосознания подрастающего поколения, содействие системному вовлечению подрастающего поколения в образовательно-просветительские мероприятия, развитие скоординированного взаимодействия между ведущими образовательными организациями регионов России, общественными организациями и движениями.
Естественно, что в ситуации, которая возникла в нашей стране, вопросы патриотического воспитания и важности сохранения исторической правды – самые острые и значимые. Обсуждают и решают их на разных уровнях, понимая, что главная задача – это совместная работа.
Каждый, кто воспринимает патриотизм как данность в жизни, его ценность, пропуская через сердце, душу историю своей семьи и своей страны, вносит свой вклад в воспитание личности. Именно личности! Сформированной, уверенной в своих словах, умеющей чувствовать сердцем и понимать разумом. Такая личность может уловить, услышать, распознать правду, определить истину в потоке безумных, абсурдных, тщеславных слов и следовать ей, а не стадному чувству!
Мне представилась возможность представить свой опыт работы в рамках площадки «Итоги и перспективы реализации образовательно-просветительских направлений проекта «Без срока давности». Я рассказывала о возможностях патриотического воспитания в формате медиа. С коллегами-учителями из разных регионов говорили о путях реализации проекта, перспективах, заинтересованности обучающихся, обменивались опытом. Ведь это – один из самых масштабных проектов в нашей стране, цель которого – сохранение исторической памяти о трагедии мирного населения СССР в период Великой Отечественной войны.
В рамках данного проекта реализуются Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности», конкурс исследовательских проектов, фестиваль музеев образовательных организаций. Одно из новых направлений проекта – Всероссийская Медиашкола «Без срока давности». Именно это направление меня привлекло, я стала постоянным участником Всероссийской Медиашколы. А созданный мной видеоролик позволил мне стать финалистом конкурса медиапроектов. Считаю, что актуальность медиа сейчас высока не только среди детей и молодежи, старшее поколение также активно использует этот формат. В дистанционном формате Медиашколы можно обмениваться опытом с коллегами из различных регионов страны, делиться вариантами новых форм, учиться, узнавать что-то новое, актуальное. Новые знания я использую для создания патриотических видеороликов на определенные темы, систематически к этой работе привлекаю учеников и коллег. Часто именно различные медиа формы подачи информации становятся помощниками современного педагога, сближают в общении с детьми, в совместной деятельности. Учитель становится интересен детям, они реагируют на современные формы преподнесения информации. То есть, когда учитель развивается, осваивает новое, сам учится, участвует, побеждает и ведёт за собой, он становится наставником, которому верят, за которым идут. Мы учимся, знакомимся, развиваемся, чтобы учить и воспитывать наше юное поколение. Например, такую острую и сложную тему, как геноцид, можно детям объяснить в формате созданного художественного видеообраза. Именно с этим роликом я стала финалистом медиа школы. Также данные формы я использую при подготовке детей к участию в онлайн-конференциях, дистанционных конкурсах. Считаю, что в век современных технологий, новых форматов медиа ресурсов, которые активно используют дети для развлечения, учитель тоже должен использовать эти возможности в образовательных и воспитательных целях. Развивать формы медиа мы учимся в совместных школьных проектах с учителями (запись подкастов, видеоролики по темам, например, «Начало войны»), с обучающимися в совместных проектах (конференция «Школьники Санкт-Петербурга – школьникам блокадного Ленинграда») или индивидуально (например, создание видеороликов в рамках медиа школы «Без срока давности»).
Конечно, патриотическое воспитание – это многоплановая, чётко и грамотно скоординированная работа. Тут важны все сферы жизни человека: семья, образование, школа, профессия, государство. Дополняя и подтверждая друг друга, мы сможем воспитать цельную, сформированную личность. Меняется форма или способ подачи информации, но вместе мы говорим об одном и – о самом важном!