Гришанович Е. Н.,воспитатель ГБДОУ детский сад № 8
Каменяр С. И., воспитатель ГБДОУ детский сад № 8
Самусь А.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 8
Когда малыши чего-то боятся в природе, наша работа — держать их за руку и показывать им красоту этого чего-то и его предназначение.
Пенни Уайтхаус
Совсем недавно наш детский сад ГБДОУ № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга принимал участие в районном конкурсе «Сердцу милый уголок». Мы проделали большую и кропотливую работу по благоустройству территории детского сада, опытом которой нам захотелось поделиться с коллегами.
Целью конкурса являлось широкое привлечение дошкольных образовательных организаций Пушкинского района к созданию проектов по оформлению и благоустройству территории и привлечение внимания общественности к проблемам сохранения зелёных насаждений территории Царского Села.
Задачи Конкурса – выявление лучших новаторских идей и приемов в создании проектов ландшафтного дизайна; побуждение к творчеству, фантазии, инициативе и социальной активности педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ; формирование разумного и бережного отношения к окружающему миру, малой родине.
С целью формирования у воспитанников экологической культуры на территории сада оборудована «Экологическая тропа». Созданы условия для формирования у детей знаний об объектах живой природы, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами. «Тропа» оборудована стендами с нанесенными на них объектами наблюдения, QR-кодами с информацией об объектах живой природы. «Экологическая тропа» «снабжена» картотекой с дидактическими играми, рабочими листами, ребусами, загадками, стихами, пальчиковыми играми, материалами для динамических пауз – наблюдением за объектами живой природы. Здесь же можно заполнить Дневник наблюдений и покормить птиц в Птичьей столовой.
Также мы организовали летнюю оздоровительную площадку для детских игр. На площадке разместились игровые центры с разной тематикой.
Например, центр воды «Капитошка» был создан с целью стимулировать желание ребят узнавать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно. В центре имеется картотека, разнообразные предметы для экспериментирования (лейки, сачки, ведерки, воронки и пр.)
В летний период активно работала физкультурно-оздоровительная «Тропа здоровья», мы занимались профилактикой плоскостопия у детей, улучшением координации движений, укреплением сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышением сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям, улучшением эмоционально-психического состояния, то есть приобщали ребят к здоровому образу жизни.
На оборудованной специальными приборами метеоплощадке ребята наблюдали за состоянием погоды, анализировали данные, делали выводы, учились осознанному и правильному отношению к природе. Ребятам были доступны термометр, солнечные часы, осадкомер, снегомер, на площадке есть столик для экспериментов и заполнения дневника наблюдений, установлены флюгер, ветряной рукав.
С целью формирования знаний о мире лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил использования была создана «Аптека здоровья». Появилась возможность познакомить детей и взрослых с разнообразием лекарственных растений, вести посезонно дневник наблюдений за лекарственными травами на основании картотеки, оформленной педагогами. С детьми на улице мы провели мастер-класс «Кукла ТРАВНИЦА», ко Дню семьи ребятишки сделали замечательные куколки-травницы, которые наполнили лечебными травами.
На территории с помощью родителей и сотрудников была оборудована «Стоянка туриста», в ней размещены различные картотеки, дидактический материал и дидактические игры, походное снаряжение, спортивный инвентарь, аптечка и многое другое. Такая форма работы помогает формировать у детей дошкольного возраста начальные представления о туризме, осознанное правильное отношение к природе через развитие познавательной активности в изучении родного края, прививает туристско-краеведческие навыки.
Идея проекта заключалась в развитии существующего пустующего пространства, которое требовало к себе внимания и которое важно было обустроить, облагородить, превратить (интегрировать) в территорию, насыщенную различными полезными функциями для совместного использования детьми разных возрастных групп.
Коллектив педагогов и другие заинтересованные лица с энтузиазмом подключились к созданию гармоничной среды, имеющей определенную эстетическую, воспитательную и познавательную ценность.
Реализовав проект благоустройства, мы получили комфортную среду, которая послужит импульсом для воспитания и развития наших ребят, будет способствовать патриотическому и нравственному воспитанию молодого поколения, повысит уровень социальной активности, а также уровень вовлеченности заинтересованных граждан (педагогов и родителей) в реализацию мероприятий по благоустройству территории сада, создаст гармоничную самобытную среду для полезного времяпрепровождения и приобретения полезных знаний и навыков.
Реализовать конечный вариант площадки удалось за счет собственных сил и средств родителей и администрации детского сада, за что мы всем им очень благодарны.
Оборудованная площадка, на которой очень приятно было проводить время, все лето пользовалась большой популярностью у ребятишек разных возрастных групп – красивая, удобная, функциональная и безопасная!
Полученным результатом удовлетворены и взрослые и дети.
И труды наши были вознаграждены: 1-ое место в районном конкурсе – достойная награда!