Кропивницкая Ю.П., старший воспитатель ГБДОУ № 46
Сапелкина Е.И., старший воспитатель ГБДОУ № 46
В Пушкинском районе в 2020 году принята Программа развития системы образования на период до 2024 года. Наш детский сад является участником и лидером рабочей группы по разработке и реализации блока «Успешный дошколёнок».
В рамках данного блока определено четыре направления, одно из которых социокультурное. Оно, в свою очередь, реализуется в трёх подпроектах:
- «Моя страна»;
- «Мой город»;
- «Мой выбор».
Подпроект «Моя страна» своей целью определяет формирование базовой культуры личности ребенка дошкольного возраста на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
В программе определены следующие задачи:
- Создать условия для приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества и государства, первичным представлениям о культурных традициях своего народа.
- Обеспечить комплексное методическое сопровождение деятельности педагогов по формированию духовно-нравственных и патриотических качеств у дошкольников.
- Формировать эмоциональное отношение и интерес к социальным событиям окружающей действительности родного города, региона, страны.
В этой связи межсетевой проект «Азбука в России» явился для нас актуальным инструментом реализации задач данного направления работы в рамках Программы развития.
Чтобы работа стала реальной и нашла своё место в образовательном процессе, задачи и мероприятия по социокультурному направлению работы были внесены в программу воспитания нашего детского сада.
В проекте за два годя приняли участие 10 групп. Дети познакомились с восьмью национальностями. Выбор происходил в процессе совместной работы всех участников образовательных отношений. Родители также включились в работу по изучению и представлению выбранных национальных традиций и опыта.
Были оформлены национальные буквы-символы: Россия, Белоруссия, Татарстан, Бурятия и многие другие.
В рамках запланированной работы в детском саду проводились различные культурные практики: праздники и развлечения, вечера чтецов, театрализации с использованием национальных костюмов выставки продуктивных видов деятельности, велась работа по составлению родословных на ладошке, в процессе которой дети с удивлением узнали о многонациональности своих семей, родословной и своей истории.
Дети знакомились с народными промыслами, сами изготавливали этно-куклы, народные игрушки.
В группах создавались национальные уголки, где размещался весь собранный и сделанный самостоятельно материал: буквы, книжки-малышки, элементы народных промыслов, этно-куклы, элементы национального быта.
Родители наших воспитанников включились в работу по изучению и приготовлению национальных блюд. Своими достижениями они делились в нашей официальной группе ВК и на сайте ДОУ.
Также в детском саду реализовывалась технология музейной педагогики. Вместе с родителями были организованы экскурсии в этнографический музей. Это послужило хорошей мотивацией к включению родителей в проектную деятельность, их участию в создании развивающей предметно-пространственной среды и различных мероприятиях проекта как внутри детского сада, так и во внешних мероприятиях.
Для педагогов района рабочей группой по реализации Программы развития разрабатываются методические рекомендации по социокультурному направлению работы, технологические карты планирования, в районе активизирована работа по диссеминации педагогического опыта, ведётся мониторинг работы кустовых методических объединений.
Кульминацией проделанной работы стало участие в «Параде букв» и представление на фестивале русского и украинского народного танца в музейно-выставочном центре «Россия – моя история».
В мае 2022 года опыт работы был представлен в ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга на семинаре «Формирование интереса дошкольников к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации по материалам социокультурного проекта «Азбука в России».