Глинникова И.А., воспитатель ГБДОУ № 43
Игра – первая школа общественного воспитания ребенка, «арифметика социальных отношений».
Л.С. Выготский
Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы – хотим этого или нет – постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении.
В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Установлено, что уже к году различия в психике мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в такой сложной деятельности, как игра.
В игре ребенок приобретает способность взаимодействовать с другими детьми, усваивает правила этого взаимодействия, опыт взаимодействия, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их со сверстниками. В этом заключается одна из основных специфических развивающих функций игры.
Мальчики‑дошкольники наибольший интерес проявляют к играм, отражающим мужские профессии, играм с различными транспортными средствами («Гараж», «Пароход», «Летчики», «Корабль», «Поезд»), к строительным играм, а также к играм военно‑приключенческой и героической тематики. Девочек привлекают игры семейно‑бытовой тематики («Дом», «Семья», «Дочки‑матери», также «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Салон красоты»).
Имеются различия и в построении сюжета игр. Девочки, как правило, строят действия вокруг одного сюжета, иногда «застревают» на отдельных элементах сюжета, повторяя их несколько раз. Мальчики отражают только отдельные элементы сюжета в игре, представить и реализовать целостно игровой сюжет им трудно.
Выбор ролей в сюжетно‑ролевых играх соответствует традиционным мужским и женским ролям в реальной жизни. Мальчики чаще других выбирают роли военных, моряков, водителей; девочки – роли мамы, воспитательницы, врача, продавца. Выбор ролей указывает на большую ориентацию мальчиков на общественные роли, а девочек – на семейные.
Важно отметить особую привлекательность для современных дошкольников ролей героев анимационных и художественных фильмов. Часто это мужественные герои, наделенные смелостью, силой, отвагой, причем эти персонажи не всегда положительные. Мальчики охотно выполняют роли Бэтмена, Человека‑паука, девочки – роль принцессы Рапунцель, Эльзы и др.
Девочкам необходимо оборудование, представляющее собой аналог предметов внешнего мира. Они используют игрушки, как правило, функционально, по назначению. Мальчиков интересует, как устроена игрушка, как она действует. Мальчиков можно назвать творческими экспериментаторами в игре, а девочек – хозяйками очага.
Любимые игры девочек связаны с отражением семейной жизни, но девочки более охотно выполняют в играх мужские роли, чем мальчики женские.
Многие педагоги и психологи писали о важности игровой деятельности в развитии ребенка. Было проведено множество исследований в данной области. Во многих аспектах взгляды ученых совпадают. В том числе, что дети очень рано начинают выделять игры, традиционные для того или другого пола, однако отношение к ним на протяжении дошкольного возраста меняется. Дошкольники 3–4 лет оценивают игры своего пола как хорошие, а игры противоположного пола как плохие. В 5–6 лет игры своего пола оцениваются детьми как интересные, а игры противоположного пола как неинтересные.
При работе с детьми я проводила эксперимент. В ситуации, когда детям среднего дошкольного возраста я предлагала выбрать игрушку в подарок для другого ребенка (мальчика или девочки), дети в первую очередь ориентировались на пол ребенка, выбирая для девочки куклу, а для мальчика машину. На вопрос, можно ли девочке подарить машину, а мальчику куклу, большинство детей отвечали отрицательно, мотивировав это требованиями пола, – «мальчики не играют в куклы».
Также заметны различия в игровом пространстве мальчиков и девочек. Мальчики ориентированы на освоение вертикального пространства (предпочитают высокие башни, шпили) и широкого горизонтального. Игры мальчиков отличаются динамичностью и шумностью. Игровое пространство девочек четко обозначено, они предпочитают располагать фигуры на плоскости.
Мои наблюдения за игровой деятельностью детей в детском саду показали, что мальчики и девочки чаще играют отдельно, для совместных игр им необходима помощь воспитателя, который бы их нацеливал, помогал распределить роли. Поэтому при совместном воспитании мальчиков и девочек важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.