Микляев Л.Д., учитель английского языка, классный руководитель 9А класса ГБОУ школы № 315
В этом году мне посчастливилось стать классным руководителем. Но было одно «но». Мне предложили почувствовать и попробовать себя в качестве классного наставника не с пятого класса, а с девятого. Так сказать – «с корабля на бал». И ведь, действительно, мне было необходимо удержать штурвал, оставленный предыдущим капитаном, не растерять экипаж, увернуться от внезапно появляющихся айсбергов и бурь, не попасться на глаза пиратам и, наконец, пришвартоваться у причала.
Согласитесь, задача не из простых, требующая основательного подхода и четкого плана. Долго не раздумывая, я посчитал это эксклюзивным предложением в самом что ни есть прямом смысле этого слова (когда же еще побудешь капитаном?), поэтому согласился. Забегая или заплывая вперед, скажу, что это уникальный опыт для меня, и я ни на йоту не сожалею о своем решении.
Планируя учебную и воспитательную деятельность класса, я акцентировал внимание на нескольких ключевых моментах – это сплочение коллектива, выстраивание продуктивной коммуникации с родителями и педагогическим коллективом, успешная сдача Основного Государственного Экзамена. Главную цель для себя я видел в получении бесценного опыта, который получаешь, выходя за стены своей комфортной и просторной каюты.
В ходе достижения результатов, первое, к чему я приступил – сплочение класса, так как на одном из первых классных часов, дав клич «Свистать всех наверх!», неожиданно для себя выяснил, что ребята были разрозненны и социализировались лишь в малых группах.
Одним из ключевых решений для начала коммуникации и передачи оперативной информации был поиск практичного интернет ресурса, чтобы оживить и улучшить общение между ребятами. Идея перехода на новый мессенджер Telegram была принята позитивно, поэтому первое задание по созданию уникальных персонифицированных стикеров не заставило себя долго ждать. Ребята оперативно и творчески подошли к выполнению поставленной задачи. С этого момента и началось сплочение коллектива. Казалось бы, такая мелочь! Но эти забавные картинки положили начало нашему успешному сотрудничеству.
Одним из моих наблюдений было выявление забывчивости не только у учеников, но и их родителей. Чтобы решить эту проблему, прибегал к беседам, в том числе и личным. Иногда их было, действительно, много. Настолько, что в конце рабочего дня прогуливался по палубе и смотрел на закат под крики чаек. Также помогало продуктивное общение с коллегами и администрацией школы. В работе классного руководителя очень важно обращаться за помощью и авторитетным мнением к коллегам, не взваливая груз ответственности только на себя. Как говорится, «пятнадцать человек на сундук со знаниями» куда лучше, чем одна голова.
Одной из наиболее трудных задач было проведение родительских собраний или, говоря морским языком, – «прогулка по доске у пиратов». Проводить родительские собрания, действительно, трудно. И я думаю, что проблема кроется не только в наличии или отсутствии педагогического опыта, но и в желании или нежелании у родителей проведения продуктивной беседы. Безусловно, было трудно выстраивать успешную коммуникацию. Более того, до меня в классе работал учитель с другим педагогическим стилем и манерой подачи информации. Честно признаюсь, не все родители сразу же приняли меня, но к середине учебного года мне удалось достичь понимания и единого видения достижения поставленных целей. Но не буду скрывать, что хотелось бы видеть гораздо больше инициативных родителей. Ведь несмотря на возникающее время от времени недопонимание, что, к слову, вполне естественно, ключевая задача классного руководителя и родителя – успех ребенка.
Вот наш корабль и пришвартовался к причалу, где ребят перед одним из главных школьных испытаний ждал последний звонок. Сколько же ярких эмоций у меня вызывает это словосочетание! Я словно залез на мачту корабля и увидел результаты своих трудов. К счастью, мне удалось сплотить класс, раскрыть некоторых ребят в совершенно другом амплуа, побороть их страх выступления перед публикой. Подготовка к празднику была серьезная: писали сценарий, вносили корректировки, дополняли идеями, много репетировали. Ребята собрались с силами и провели незабываемый день, наполненный радостью и улыбками. Да, были и слезы, ведь всегда грустно расставаться и покидать стены родной школы.
Не буду скрывать, меня тоже посетила печаль, так как за этот учебный год я, действительно, проникся сердцем и душой к ребятам. Но всем нам нужно двигаться дальше. Кто-то пойдет учиться в колледж или 10 класс, а меня уже ждет новый корабль, готовый отправиться в новое путешествие, и новая команда на борту. Поднять паруса!