Ермашова О. Н., учитель ГБОУ школа № 606
Здоровьесберегающие технологии давно и прочно заняли одно из ведущих мест в системе организации образовательного процесса. ФГОС нового поколения отводит значительную роль психическому и физическому здоровью современного российского школьника.
Традиционно считается, что динамические паузы актуальны только в начальной школе. При большой нагрузке у учащихся 1-4 классов снижается работоспособность, внимание рассеивается, дети отвлекаются, не могут сосредоточиться. Ограничение двигательной активности приводит к гиподинамии, нарушению осанки. Организация учебного процесса в начальной школе проводится в соответствии с принципами здоровьесбережения. Так, например, весьма популярны «физкультминутки», которые проводятся по мере утомляемости детей.
Но и учащимся среднего звена (5-9 классы), и старшеклассникам необходима смена деятельности. Зачастую статичное положение приводит к быстрой утомляемости, школьники не способны быстро переключаться с одного вида работы на другой. Отсюда и возникает необходимость в динамических паузах. Но учащихся средних и старших классов уже не заинтересовать физкультминутками, которые актуальны для младших школьников. Именно поэтому следует обратить внимание на организацию гимнастики для глаз и на упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
В течение уроков учащиеся напрягают зрение, читая тексты учебников, выполняя упражнения в тетради, работая с интерактивными досками. В результате появляется сухость и жжение, другие неприятные ощущения в глазах. Специальные упражнения, или гимнастика для глаз, способны улучшить общее самочувствие ребенка.
Существует несколько методик, но выделим основные моменты, характерные для каждой из них:
- Необходимо учитывать возраста учащегося.
- При выполнении упражнений ребенок должен находиться в положении стоя или сидя, взгляд направлен перед собой.
- Движения следует выполнять спокойно, без рывков.
- После основного комплекса необходимо проводить расслабляющие упражнения.
Гимнастику для глаз можно проводить как до, так и после работы, связанной со зрительным напряжением.
Предлагаем комплекс упражнений, которые подойдут учащимся средней и старшей школы.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия не так популярны среди педагогов, но они интересны и полезны для детей любого возраста. Межполушарные связи – это логика, внимание, память, умение быстро переключаться с одного вида работы на другой. Активные упражнения способны улучшить настроение, положительно влияют на эмоциональное состояние детей.
Конечно, в первую очередь самому педагогу необходимо овладеть техникой выполнения заданий. Можно начать с самых простых упражнений.
- Правша записывает свое имя левой рукой. Левше предлагаем написать свое имя правой рукой.
- Взять ручки в обе руки и начать писать левой и правой рукой одинаковые слова (например, свое имя).
Далее упражнения можно усложнить.
- Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук.
- Поглаживаем живот правой рукой по часовой стрелке, одновременно с этим постукиваем левой ладошкой по макушке.
- Складываем пальцы на правойруке в знак ВИВАТ, на левой — ОК. Одновременно меняем положение: пальцы правой руки показывают ОК, пальцы левой – ВИВАТ. Стараемся поменять положение несколько раз.
Можно использовать различные техники здоровьесбережения, но важно использовать их регулярно, тогда и польза не заставит себя ждать.
Использованные ресурсы: