Прибылова Л.Ю., инструктор по физической культуре ГБДОУ № 37
Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для становления его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.
Сейчас наблюдается печальная тенденция развития гиподинамии и пониженного интереса к двигательной активности среди детей, которая стимулируется поведением родителей.
Организация детского туризма несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания, расширяет кругозор и обогащает духовную жизнь детей, повышает интерес к двигательной активности.
В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, дети учатся коллективизму не на словах, а на деле. Туристические прогулки дают оздоровительный эффект. Нагрузка в виде циклических упражнений способствует развитию у детей таких качеств, как сила воли, выносливость, ответственность, настойчивость, упорство. Укрепляется сердечно-сосудистая и дыхательная системы, повышается тонус работы мышц, нормализуется масса тела.
В нашем детском саду был проведён ряд мероприятий в рамках проекта по туризму для дошкольников.
Осенью был организован туристический поход выходного дня для детей среднего возраста – выезд в Павловский парк. Согласно опросу родителей, редкое посещение парков связано с быстрой утомляемостью детей и отсутствием развлекательных аттракционов. Целью занятия стало повышение интереса к двигательной активности на прогулке для детей и их родителей.
В ходе игры по станциям была поставлена задача – помочь белочке найти запасы на зиму. Дети вместе с родителями делали разминку, ориентировались по карте, на контрольных пунктах играли в подвижные игры. В конце занятия дети и родители были полны сил и положительных эмоций и изъявили желание сделать подобные выезды систематическими.
Зимой занятие по туризму проходило на улице с детьми раннего возраста. Ребята шли на Северный полюс к медвежонку Умке передать привет от спящего бурого мишки. Дети шли через русский лес. На лесной тропинке дети находили следы животных и играли на полянке в подвижные игры, прячась от совы, спасаясь вместе с зайками от лисы и т.д. На Северном полюсе ребята построили домик для Умки из снега. В путешествие с малышами ходил и настоящий туристический рюкзак, из которого потом участники похода достали термосы и пили самый вкусный чай с ароматом приключений.
В спортивном зале мы провели тематические занятия по туристической подготовке для старших и подготовительных групп «Ох и Ах идут в поход». Дети знакомились с туристической палаткой, собирали рюкзаки, складывали костры и сделали вывод, что поход – это лучшее лекарство от «Охов и Ахов».
Для воспитателей был проведен мастер-класс «Туризм как эффективное средство повышения двигательной активности дошкольников и их родителей». Воспитателей познакомили с комплексами утренних гимнастик с туристической тематикой, они научились вязать узлы и получили материал консультации для родителей «В поход с детьми» с полезными рекомендациями о безопасной и интересной организации похода. Также был представлен Lap book, помогающий организовать занятия по дыхательной гимнастике «Красоты Санкт-Петербурга». В этом методическом пособии коллеги обнаружили не только презентацию туризма как вида спорта, но и как эффективного средства обучения дошкольников ориентированию в ближайшем окружении в процессе ознакомления с достопримечательностями города.
Инновационный проект по туризму в ДОУ оказался эффективным и востребованным средством воспитания и формирования здорового образа жизни, способствующим повышению интереса к двигательной активности на свежем воздухе.
В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, трудовая, физическая, эстетическая. Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а также решить ряд проблем психологического здоровья. Этот вид деятельности хорошо воспринимается педагогами, родителями, общедоступен и понятен детям.