Уралова С. А., учитель истории ГБОУ школа № 695 «Радуга»
В основе воспитания человека лежит «…формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная и этическая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
В.В. Путин
Россия – многонациональная страна. Она является общим домом для христиан, мусульман, буддистов, иудеев. Много веков эти люди живут в согласии и добрососедстве. Такие отношения не просто норма жизни для нашей страны, это – наше национальное достояние. В течение столетий наши предки не раз доказывали, что никакие языковые и религиозные различия не могут служить препятствием для мирной созидательной жизни в общем доме. Конституция нашей страны гласит: «Мы многонациональный народ Российской Федерации, объединенный общей судьбой…»
Я учитель истории и в школе работаю 15 лет. Предмет ОДНКНР веду в 5-х классах уже три года. И каждый новый учебный год отличается от предыдущего. Отношение учащихся к предмету и восприятие тем урока, выполнение заданий пятиклассниками разное, не всегда гармоничное, но мой опыт свидетельствует о том, что во второй-третьей четверти учащиеся начинают с удовольствием слушать и отвечать на уроке. Ребята начинают задумываться о важнейших понятиях, моральных ценностях, интересоваться культурой других народов, проявляют уважение и понимание к культурным традициям, праздникам, обычаям других ребят своего класса, что помогает делать классный коллектив дружным и сплоченным.
Хочу рассказать о сегодняшних пятиклассниках. С каждым годом наполняемость классов становится все больше. В нашей школе предмет ОДНКНР имеет оценочную систему на основании локального акта школы. Не все учащиеся в начале учебного года восприняли предмет, мне пришлось объяснить детям, что мы не изучаем религию и связанные с этим ритуалы. Я обозначила межпредметные связи, объединяющие ОДНКНР с литературой, изобразительной деятельностью, географией, историей, обществознанием. Так как в нашей школе в пятом классе нет предмета «Обществознание», мы на уроках ОДНКНР говорим о таких значимых понятиях для общества и для самого человека, как личность, личностное пространство человека, потребности человека и т.д. На уроках я с ребятами разговариваю и о природе (бережное отношение к ней), и о поведении человека в обществе, школе, классе и о семейных традициях, и я заметила, что им больше нравятся темы, связанные с культурой разных народов и их религией, традициями. Есть дети, которые пытаются во время урока задавать вопросы, на которые я не могу правильно ответить, например: «Я атеист, для чего мне нужен этот предмет?» или «Я знаю молитвы, можно ли прочесть?» В таких случаях я говорю ребенку, что у нас светский предмет – мы говорим о культуре и традициях в каждой религии, которую изучаем. А их вопросы имеют более глубокий и конкретный смысл, и я буду рада это обсудить после уроков.
В конце урока я предлагаю детям в тетради нарисовать свое настроение. Если я вижу, что дети устали или по какой-то причине неохотно слушают, предлагаю нарисовать рисунок на обсуждаемую тему урока. Они это делают с удовольствием и получают дополнительную отметку за работу на уроке. В этом году столкнулась с проблемой выполнения домашнего задания. Не все учащиеся его выполняют, но я компенсирую этот пробел с помощью повторения материала предыдущего урока и краткого опроса на основании сообщений, подготовленных дома другими детьми.
Современное общество нестабильно – духовность и нравственность не всегда оценены по достоинству, поэтому в школах необходимы такие уроки, чтобы воспитывать наших детей людьми нравственными, порядочными, понимающими, что такое совесть, благодарность, взаимоуважение, любовь к Отчизне и ее истории, истокам, святости и духовности. Россия — государство, создавшее великую культуру. На протяжении всей российской истории именно культура сосредотачивала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России.
Вне культуры невозможно обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития, также утверждение общенациональной идеологии развития невозможно и без формирования нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности.
Поэтому важно, чтобы преподавание курса ОДНКНР опиралось на богатые религиозно-культурные традиции нашей страны. Ведь в течение столетий русская церковь давала кров и приют обездоленным и больным, направляла страждущих на путь истинной веры, вселяла надежду в души потерявших смысл жизни, учила смирению и добру, была хранителем культурных и духовно-нравственных традиций многонационального народа России. В военных походах и сражениях воспитывались истинная вера, героизм, смелость во имя спасения Родины. В годы Великой Отечественной войны против фашистских захватчиков бок о бок сражались представители разных национальностей, а когда за каждую пядь родной земли шли бои не на жизнь, а насмерть, люди молились перед иконами за родных и близких, обретая истинную веру.
Таким образом, героическая и драматическая история России, её величайшая культура, национальные традиции всегда были основой духовно-нравственного потенциала нашего народа, способствовали укреплению национального самосознания.
Значит, на них нужно опираться нам и сегодня.