Иоганн Е. М., библиотекарь ГБОУ школы-интерната № 67
Гражданско-патриотическому воспитанию школьников сейчас уделяется особое внимание. Библиотека играет в этом вопросе одну из ключевых ролей. Она не только предоставляет участникам образовательного процесса свои информационные ресурсы, но и активно встраивается в воспитательную работу, реализуемую педагогическим коллективом.
Для реализации культурно-просветительских и воспитательных задач в библиотеке школы-интерната № 67 Пушкинского района организуются книжные выставки, посвященные государственным праздникам, памятным датам российской истории и культуры. Сопровождаются эти выставки оформлением читального зала репродукциями картин знаменитых русских художников, плакатами, открытками, фотографиями, иллюстрациями и другими наглядными средствами и обязательным проведением бесед, обзоров, занятий-презентаций, связанных с темой библиотечной выставки.
В этой важной работе я не замыкаюсь только стенами библиотеки, но и выхожу на школьные просторы. Использование школьных рекреаций и коридоров, расположенных рядом с библиотекой, для размещения детских рисунков, плакатов-коллажей, тематических литературно-художественных планшетов, рекламных объявлений, афиш помогает более полно погрузить учащихся в историческое или культурное событие, сделать доступным большее количество материала. Формирование такого образовательного пространства стало в нашей школе хорошей традицией. Художественно-информационные ресурсы, подготовленные библиотекарем (плакаты, репродукции картин, иллюстрации, фотографии, афиши и др.) можно рассматривать как эффективную форму библиотечной агитации, информации, руководства чтением, популяризации знаний, привлечения внимания детей к теме гражданственности и патриотизма. Это возможность использования данных источников для проведения библиотекарем и педагогами классных часов, экскурсий, бесед с учениками с целью более полного и наглядного освещения исторических и культурных событий нашей страны. Школьники могут самостоятельно изучать предложенные дополнительные материалы для получения конкретных знаний и рекомендаций.
Эти визуальные формы подачи сведений, данных, фактов нашей истории могут быть как предисловием к библиотечным встречам, так и их продолжением.
Таки образом, не только помещение библиотеки, но и территория вокруг нее становится развивающей, просвещающей, обучающей зоной школы-интерната.
Мне хочется с помощью расширения пространства библиотеки с использованием наглядных форм создать вокруг детей неформальную образовательную среду, чтобы все то, что окружает ребенка, воспитывало его, давало пищу уму и сердцу.