Етчо Н.А., директор ГБОУ школы № 695 «Радуга»
Наша задача – не подготовить специалистов, а помочь детям определиться со своим профессиональным выбором и попробовать себя в той или иной сфере.
В 2022/2023 учебном году в ГБОУ школа № 695 «Радуга» начинает реализовываться идея создания профильных и предпрофильных метрологических классов в составе Метрологического образовательного кластера.
А.Д. Беглов назвал опыт, полученный ВНИИИ им. Д.И. Менделеева и участниками кластера, модельным для других регионов России. По словам главы города, деятельность объединения полностью отвечает целям и задачам национального проекта «Образование», а также федерального проекта «Билет в будущее», которые выполняются по поручению Президента России. В основе Метрологического образовательного кластера – взаимный интерес его членов. Работа сообщества школ, колледжей, университетов и предприятий направлена на знакомство школьников с метрологией, получение профессионального образования, помощь в трудоустройстве студентов и профессиональное развитие метрологов. Вузам и колледжам нужны толковые выпускники школ (абитуриенты), знающие, куда и зачем они поступают. Предприятиям и фирмам необходимы перспективные специалисты. Чтобы получить хороших выпускников вузов и колледжей, они готовы помогать школам в профориентации, а университетам – в подготовке своих будущих работников. Круг замкнулся: школа → вуз (колледж) → предприятие → школа. Кластер объединил интересы его членов воедино и стал общим полезным некоммерческим делом.
Ноу-хау кластера – обеспечение плотного взаимодействия предприятий и школ, реализация программ целевого направления на получение высшего образования. Не секрет, что найти толкового мотивированного школьника на целевое обучение сложно. Разглядеть будущее светило метрологии в обычных одиннадцатиклассниках невозможно. Наши ребята будут участвовать в десятках образовательных мероприятий и в течение двух, а то и десяти лет получат возможность себя проявить и показать потенциальным работодателям.
Один из девизов кластера «Не учим, а знакомим». Большинство старшеклассников понятия не имеют, кем они хотят быть. Вернее, так: они хотят получить ту профессию, которая им знакома и/или на слуху. А ведь изменить ситуацию очень просто. Надо лишь «семь» раз рассказать школьникам о метрологии и социальном управлении (педагогике и психологии). Сделать эту науку и профессию знакомыми. Именно рассказать – учить их будут в университетах. Познакомить с наукой, профессией, ее преимуществами и перспективами. Организовать встречи со студентами и специалистами. Провести уроки метрологии и социального управления. Отпраздновать День науки и Всемирный день метрологии. Показать кафедры в институтах, рабочие места на предприятиях и в учреждениях. Объяснить, что измерения – это не только геометрия и масса, но и медицина, биология, социология, космос и еще масса интереснейших направлений.
Вот и занятие на учебный год для десятиклассников! А чтобы у ребят впечатления от метрологии были только положительными, все конкурсы, экскурсии и встречи сопровождаются приятными призами, подарками и угощениями от предприятий, входящих в кластер.
В 11-м классе первая половина учебного года посвящается знакомству с вузами. Тех, кому интересна метрология, знакомят с университетами и помогают сделать выбор, а к январю (началу активной подготовки к ЕГЭ) выпускнику уже желательно определиться с местом дальнейшей учебы.
Программы метрологических классов предполагают, помимо школьных, изучение курсов по выбору (психология общения, риторика, социальное проектирование), приобретение опыта профессиональных проб в социальной сфере, исследовательскую и проектную деятельность.
Школьники, обучающиеся в группах социального профиля, развивают навыки эффективной коммуникации, социального проектирования и взаимодействия с различными городскими организациями социальной сферы. Стать участником проекта может каждый ученик, планирующий свою карьеру в системе образования или управления, интересующийся педагогической или социально ориентированной деятельностью.
Школьники, обучающиеся в группах технологического профиля, развивают навыки в изучении физики, математики, информационных технологий – всё это навыки эффективной коммуникации, социального проектирования и взаимодействия.
Одна из целей петербургского кластера – чтобы в каждом из восемнадцати районов города было образовательное учреждение, в котором знакомят с метрологией и куда в
10-й класс родители, желающие своим детям успеха в жизни, могли бы направить своих детей.
Главным критерием отбора станут образовательные результаты ребят за 5-9 классы – и не только баллы ОГЭ, но и достижения в проектной, исследовательской деятельности, которая является ведущей в профильных классах.
Вообще, программу профильных классов планируется строить очень гибко. Несмотря на то что в группах предусмотрено углубленное изучение предметов гуманитарного и технологического профилей, мы всегда идем навстречу запросам наших учеников и родителей и вводим элективный курс или внеурочную и дополнительную деятельность по тем предметам, которые ими востребованы. Например, в следующем учебном году планируем ввести дополнительные курсы по биологии и химии, так как некоторые учащиеся собираются поступать на специальности логопеда, дефектолога или врача, где биология – одна из ведущих дисциплин. У ребят всегда есть возможность перейти из одной профильной группы класса в другую, главное, чтобы они нашли свое истинное призвание и занимались тем, что им действительно нравится.
Кроме того, большое внимание в профильных классах уделяется внеурочной деятельности, участию в школьных и городских мероприятиях и, конечно, предпрофессиональным пробам.
Наши усилия направлены на то, чтобы вырастить будущих коллег. Однако наша задача – не подготовить специалистов (это задача вуза), а помочь детям определиться со своим профессиональным выбором и попробовать себя в той или иной сфере.