Зайцева Н.В., воспитатель ГБ ДОУ ДС №36
Прокопенкова И.С., воспитатель ГБ ДОУ ДС № 36
Одним из важнейших направлений развития ребенка раннего возраста является развитие его восприятия или сенсорное развитие. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В раннем возрасте предметный мир вызывает у малыша наибольший интерес. И взрослые должны помочь ему обеспечить полноценную сенсорную среду. Какие условия необходимы для полноценного сенсорного развития ребенка? Прежде всего необходимо предоставить для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений. Для этого нужно предлагать ребенку разнообразные развивающие игрушки и игры. Игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. “Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего”, – говорила Н. К. Крупская. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Нашей задачей было на протяжении всего года создавать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах. Мы изучили теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста, подобрали и апробировали дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей. Наши уголки были оборудованы дидактическими играми с предметами, с их помощью дети знакомились со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством (матрешки, неваляшки, кубики, шары). В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.
Нами были сделаны настольно-печатные игры:
- игры на липучках;
- игры с прищепками;
- игры-шнуровки;
- игры с крышечками.
Благодаря простой и доступной подаче материала в игровой форме наши малыши легко осваивали новые сложные темы. Особенно им были интересны игры на липучках. У таких игр есть свои преимущества:
- первое и самое главное – детям это нравится, малыши могут часами с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки, процесс приклеивания завораживает, а интерес в разы повышает результативность;
- наглядность, реалистичность, красочность помогают привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия;
- игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить.
Все игры были подобраны и связаны с темами комплексно-тематического планирования: «Осень», «Зима», «Новый год», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Матрешки», «Рыбы», «Цветы и насекомые».
В работе с семьёй мы опирались на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Для родителей была подготовлена подборка дидактических игр на сенсорное развитие и шаблонов к ним. Все игры и шаблоны были доступны в группе в ВК группа «Смешарики» и «Шкатулка детства» для распечатывания. В работе с родителями использовались разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома»: консультации, информационные листы, памятки. Таким образом, родители узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра, а также родители научились правильно играть со своими детьми.
Таким образом, данные, полученные в ходе нашей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, это наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Используя дидактической игры, мы смогли повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию, познакомили воспитанников с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов, они научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.
Исходя из опыта работы, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.