Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность

Артюхина Н. С., воспитатель ГБДОУ детский сад № 8
Моисеенко О. Г., воспитатель ГБДОУ детский сад № 8

 Чтоб не стало дитя лишь беспомощным ртом,
Приучай его с детства заниматься трудом!
Чем он раньше познает, как хлеб достается –
Тем полезней ему будет в жизни потом!

Нынешним дошкольникам  предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных задач. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Именно поэтому сейчас довольно остро стоит вопрос о формировании функциональной грамотности у подрастающего поколения. Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Возникают вопросы: насколько важна эта «финансовая грамотность» в дошкольном возрасте и стоит ли ее культивировать у детей? Когда следует начать знакомство с экономикой? Кто должен и может учить этому направлению детей?

Наши воспитанники  рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Таким образом, формирование полезных привычек в сфере финансов незримо начинается с дошкольного возраста и помогает избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить  основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Это направление в работе для нас новое, поэтому мы с детьми находимся на первоначальном этапе – опыт работы только накапливается и формируется. Сейчас мы работаем с детьми старшего дошкольного возраста. В это время главные детские черты – любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание, но при этом – огромные запасы энергии. Как раз в этом возрасте пора учить детей основам экономической грамотности.

Цель такой работы не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.

Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.

Начав работу по формированию финансовых представлений у детей, мы наметили задачи:

  • проанализировать особенности образовательных игр, выстроить систему работы по их организации;
  • научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и их разумного использования;
  • научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.).

Работая по данному направлению, мы пришли к выводу, что формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.

Мы играем в группе в различные виды игр, которые включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности. Таким образом, актуальность нашего опыта состоит в том, чтобы посредством игр обучить детей основам финансовой грамотности, максимально полно использовать интерес детей, чтобы войти в мир экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.

Итак, первое, что мы сделали, это заинтересовали детей. С помощью бесед попытались донести до детей, что:

  • деньги не появляются сами собой, а зарабатываются; как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
  • объяснили, что сначала зарабатываем, а потом тратим.
  • деньги любят счет, поэтому приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать.
  • финансы нужно планировать.

И основное, что мы пытаемся донести до детей, что не все покупается. Главные ценности – жизнь, радость, дружбу, радость близких людей за деньги не купишь.

Нашим воспитанникам нравятся  ситуативные беседы «Поведение в общественных местах», «Что такое супермаркет», «Кто где работает?», в ходе которых они делятся своим опытом и закрепляют определенные экономические представления. Например, детей заинтересовала история появления денег. Старшим дошкольникам интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без денег, потому что каждая семья имела всё необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только выращиванием зерна, вторые – шить одежду, третьи – строить дома и т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно отдать за корову. Так и придумали деньги.

Финансовое воспитание подразумевает не просто разговоры, но и реальные действия. Сделать экономику понятной помогают дидактические игры.

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Магазин» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дидактические игры не только помогают раскрыть и закрепить какие-то финансовые понятия или действия, но и помогают объяснить, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается (фото № 1).

Наши дети часто думают, что можно купить всё, что хочешь, иметь всё, что хочешь. Так ли это? Разобраться помогает игра «Груша – яблоко». Для игры нужно взять лист бумаги. На одной стороне крупно нарисовать яблоко, перевернуть листок, и на обратной – крупно нарисовать грушу. А затем предложить детям вырезать и яблоко, и грушу. А что вы так растерялись? Можно вырезать сразу оба фрукта? Конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и, если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: любую покупку нужно планировать заранее (фото № 2)

Организуя игру «Потребности и желания», мы столкнулись с небольшой трудностью. Для игры используются карточки с иллюстрациями и две тарелочки. В одну тарелку следует положить картинки, на которых изображено то, без чего человек не может жить. В другую – картинки, на которых изображены предметы, которые хочется купить, но они не являются жизненной необходимостью. Играя с детьми, мы обнаружили, что дети не совсем четко представляют, что такое жизненные потребности. Пришлось предложить поиграть в эту игру сначала дома. Игра помогла родителям объяснить своим детям значимость потребностей человека, а нам объяснить детям, что есть необходимое и желаемое, что расходовать деньги нужно сначала на насущные потребности, а потом на все остальное.

Финансовой грамотности, то есть представлению, откуда берутся деньги и как их правильно тратить, стоит учить с детства. Если дети будут чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, они быстрее осознают устройство взрослого мира.

Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводя трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. В игровой деятельности подводим детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнают при проведении таких игр, как «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами» или банковскими картами.

Настольно-печатные игры по экономике – это лото «Что продается в магазине?», «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам» и др. Использование таких игр в работе позволяет привить бережное и экономное отношение детей к деньгам. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Например, игра «Денежное домино» формирует у детей бережное отношение к монетам, умение их правильно использовать, закрепляет состав числа.

«Прожить», «прочувствовать» экономические взаимоотношения детям помогают ролевые игры. Ролевые игры дают детям возможность правильного погружения в мир финансов. Экономические представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров взрослых и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.п.). На наш взгляд, именно через ролевую игру эффективно и ненавязчиво приходит опыт понимания общественной жизни (фото №3).

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Строительство дома», «Супермаркет», «Банк» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуации общения. А такие, не совсем привычные игры, как «Конкурс на лучший товар или услугу», «Ярмарка изделий, изготовленных детьми» не только поддерживают интерес детей к игровой деятельности, но и формируют определенные финансовые представления.

Решая проблемную ситуацию, дети приобщаются к экономической действительности, учатся думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется их творческий потенциал. Решение различных проблемных ситуаций повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, людей.

Таким образом, за счет применения игр финансовой направленности можно максимально полно использовать интерес детей к миру экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях. А создание условий и игровая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников.

 Сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.