Островских Н.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 7
В дошкольном возрасте дети знакомятся с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия является средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий, расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, красоту родного языка. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову.
Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать мелодичность речи, помогает овладеть средствами звуковой выразительности, а также способствует выработке четкой дикции.
В своей работе над заучиванием стихотворений я стараюсь пробудить у детей интерес, увлечь их, так как у многих детей заучивание стихотворных строк вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Перед заучиванием стихотворения я обязательно провожу предварительную работу: знакомлю дошкольников с предметами, явлениями, соответствующими содержанию художественного произведения.
Методика работы по заучиванию стихотворения остаётся неизменной: выразительное чтение стихотворения взрослым, беседа по содержанию стихотворения, повторное чтение стихотворения взрослым.
Для заучивания стихотворения требуется 8-10 повторений, и эту работу я провожу не на одном и том же занятии, а на нескольких. Чтобы поддержать интерес детей к стихотворению и, следовательно, улучшить результаты запоминания, меняю и форму повторения. Для облегчения запоминания я в своей работе использую нетрадиционные приемы заучивания.
Метод иллюстрации
В младшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, поэтому зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет быстрее вспомнить стихотворение. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий.
При заучивании стихотворения А. Барто «Кораблик»
Матросская шапка,
Верёвка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке…
стихотворение обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.
Учим стихи в движении
Применяя этот способ, я выразительно читаю весь текст стихотворения, а затем предлагаю его изобразить в движении. Например, А. Барто «Мишка косолапый».
Мишка косолапый по лесу идет,
(идем на месте, переваливаясь с ноги на ногу)
Шишки собирает, песенку поет.
(собираем воображаемые шишки)
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.
(бьем себя рукой по лбу)
Мишка рассердился, и ногою – топ!
(топаем ногой)
Движения можно придумать самому или предложить это сделать детям. Вместе с детьми я произношу слова, вместе выполняем движения. Основной принцип заключается в том, что мы даем ребёнку необходимую для запоминания опору – движение. Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют их, «приспосабливая» под любые игры. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.
Мнемотехника
Мнемотехника – искусство запоминания. При разучивании стихотворений особенно эффективны мнемотаблицы. С их помощью легко запоминать стихотворения. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание дается картинка (изображение). Таким образом, всё стихотворение представляется в виде таблицы с подобранными картинками к тексту или схематическими рисунками. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Рассмотрим заучивание стихотворения «Продукты» с использованием мнемотаблицы.
Рыбу, мясо, сок и фрукты –
Называем мы продукты.
Молоко и творожок,
И крупу, и творожок.
Что едим и, что мы пьём.
Всё продуктами зовём.
1
2
В своей работе я использую и другие нетрадиционные методы заучивания текстов, но наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей, а для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания.