Кокшарова М.Н., воспитатель ГБДОУ № 43
Речь – один из важнейших аспектов развития ребенка. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
К сожалению, слишком занятые родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых – всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Многие родители полагаются в решении этой проблемы на детский сад, однако, практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду помогает театрализованная деятельность. Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в героя, живут его жизнью. Поэтому наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют, инсценируют готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанной с ним речи.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал: «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредованно участием взрослых.
Театрализованная деятельность может осуществляться как индивидуально, так и целой группой.
Практическая работа в нашей группе осуществлялась по трём направлениям:
Первое направление – формирование развивающей среды: создание театрального уголка в группе, включающего в себя:
- техническое оборудование (ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, звуки пения птиц, криков зверей, природных явлений, транспорта, детские сказки);
- наглядные пособия: репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии;
- создание мнемотаблиц в помощь к разучиванию этюдов, потешек, стихов;
- детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
- атрибуты для организации театрализованных игр: ковролин, ширмы, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, резиновой игрушки, театр на ложках и др.;
- дидактические игры («Назови сказку», «Что перепуталось в сказке», «Назови одним словом», «Настроение» и др.).
Второе направление – это работа с детьми, творческая деятельность детей как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми используются следующие методы:
- дыхательно-речевая гимнастика: помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция);
- литературно-художественная практика (связная речь): дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширять словарный запас, делать речь ярче, образнее;
- театрализованная деятельность: в театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам, потешкам;
- организованно образовательная театрализованная деятельность включает в себя:
– просмотр спектаклей и беседы по ним;
– подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
– отдельные упражнения по этике;
– упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.
При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации или заимствованные из интернет -источников (для показа на ноутбуке или интерактивной доске).
Третье направление – работа со взрослыми: взаимодействие с родителями и специалистами ДОУ. Она включает в себя:
- посещение театров семьями;
- организацию работы по изготовлению атрибутов и пособий;
- создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям;
- совместное выступление детей и их родителей.
«Театр – это школа, в которой учатся с удовольствием, не замечая того, что учатся», – писал И.Ф. Шиллер.
Увлеченность театрализованными играми помогает детям непринужденно развивать речь.