Азовцева Т.Ю., воспитатель логопедической группы «Волна» ГБДОУ № 42
Сафьяненко Е.В., воспитатель логопедической группы «Волна» ГБДОУ № 42
С какого возраста следует знакомить ребёнка с миром изобразительного искусства? Когда разумнее для него организовать встречу с музейным пространством? Умение видеть, наблюдать, замечать, анализировать и размышлять формируется с самого раннего детства. Дошкольник, приходя в музей за “красотой”, приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживаний от увиденного.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки и назвали «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность в создании такой экспозиции — участие детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они обсуждают его тематику, приносят из дома экспонаты.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Такой музей можно посещать каждый день, брать в руки экспонаты и рассматривать их. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.
В нашей группе мы создали мини-музей «Волшебная Гжель», рассказывающий об одном из самых красивых видов русского народного промысла.
Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.
Народные художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем эта красота находила отражение в узорах декоративной росписи.
Наши дети познакомились с искусством гжели, научились выбирать цвет, передавать простейшие элементы узора: розу, листики, завитки, волнистые линии, решетку, точки, спираль. У детей повысился интерес к декоративно-прикладному виду деятельности, раскрылись творческие способности.
Для организации мини-музея мы привлекали и родителей. Для них мы подготовили мастер-класс по декупажу деревянных лопаток в стиле гжель, получили обратную связь в виде прекрасных изделий. Были проведены тематические консультации, беседы. В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музея.
В нашем мини-музее много экспонатов, но не все они куплены в магазине. Большая часть экспонатов сделана своими руками. Есть предметы быта из дерева: ложки, доски, деревянные игрушки; часы. Многие предметы были сделаны из папье-маше: чайник, самовар, кружки, блюдца. Также в музее находится наглядно-дидактический материал для занятий: альбомы с изделиями гжельских мастеров, книги, дидактические игры на развитие памяти и внимания, лэпбуки, разрезные картинки, фотографии, картотека стихов и пословиц, раскраски.
В процессе создания мини-музея «Волшебная Гжель» мы хотели познакомить детей с историй одного из самых красивых народных промыслов, рассказать об особенностях росписи и изготовлении изделий. Наш музей могут посещать воспитанники нашего детского сада.