Фомичева Т. В., учитель английского языка ГБОУ № 604
Задачей современной школы является воспитание гармонично развитой личности, способной продуктивно взаимодействовать с другими людьми. Это становится возможным благодаря овладению учащимися универсальными учебными действиями, то есть умениями учиться, что создаёт благоприятные условия для усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Для достижения данной цели необходимы особенные подходы и методы для организации учебного процесса. Альтернативой в решении данной проблемы на уроках английского языка в начальной школе может стать технология обучения в сотрудничестве.
Рассмотрим определения данной технологии. По словам доктора педагогических наук Полат Е.С., технология сотрудничества – это «совокупность приёмов и действий учащихся, выполняемых в определённой последовательности, позволяющая реализовать метод обучения; или совокупность методов обучения, обеспечивающих реализацию определённого подхода в обучении» [Полат Е.С.2008: 28].
Профессор, академик Международной академии наук педагогического образования Г.К. Селевко называет технологию сотрудничества деятельностью детей и взрослых, «скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности» [Селевко Г.К. 2005: 92].
Способы организации сотрудничества в педагогике:
- Student Team Learning / STL– метод обучения в команде, разработчиком которого является профессор Роберт Славин, университет Джона Хопкинса. Существуют два варианта метода STL, которые могут применяться в обучении иностранному языку: 1) индивидуально-групповая (Student-Teams-AchievementDivisions / STAD, Славин, 1986); 2) командно-игровая (TeamGameTournament/ TGT) работа.
- JigsawI («Ажурная пила») – способ организации обучения в сотрудничестве, разработанный профессором Элиотом Аронсоном в 1978 г. и JigsawII («Пила 2») – метод, разработанный Робертом Славиным в 1986 г.
- LearningTogether («Учимся вместе») – метод, созданный Дэвидом и Робертом Джонсонами в университете штата Миннесота в 1987 году[Cooperativelearning].
Основные принципы всех представленных методов похожи между собой: одна общая награда для всей команды, индивидуальный подход к каждому обучающемуся, взаимопомощь в группах, персональная ответственность за выполнение своего задания и задания для всей группы, равные возможности для всех участников образовательного процесса. [Полат Е.С. 2000: 5].
Мною была спроектирована и проанализирована серия уроков с применением технологии обучения в сотрудничестве.
Так во время проведения урока по теме «Животные. Формирование умений изучающего чтения» был применён метод Jigsaw II. Работа на уроке была организована в парах из учащихся разного уровня обученности, с учётом психологической совместимости и интеллектуального развития каждого обучающегося. Урок был построен на материале сказки «Заяц и черепаха». На предтекстовом этапе урока обучающиеся были ознакомлены с лексическими единицами, которые были необходимы для снятия трудностей в работе на текстовом этапе. На этом же этапе учащиеся рассмотрели иллюстрации к сказке и последовательно описали действия изображенных на них персонажей. Прочитав первый абзац сказки, дети попробовали предсказать дальнейшие события.
Можно отметить, что на предтекстовом этапе урока формировались как предметные («оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей»), так и метапредметные УУД: регулятивные (предвосхищать содержание сказки), познавательные (определять тему и главную мысль текста) и коммуникативные (адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач).
На текстовом этапе обучающиеся работали в парах. На данном этапе перед учащимися и учителем стояла задача научиться / научить читать и понимать основное содержание сказки. После прочтения была произведена взаимопроверка на первичное понимание содержания прочитанного текста: ребята выполнили упражнение “True/ False” для контроля понимания. Кроме того, учащимся было предложено поиграть в игру – инсценировать сказку, в которой два главных героя – заяц и черепаха, а исполнители ролей – сами учащиеся. Работа по «вживанию в роли» была организована в парах. Учащиеся читали один и тот же текст, но задания учащихся в паре отличались друг от друга. Одному из учеников необходимо было выбрать информацию о зайце, а другому – о черепахе. Каждый обучающийся должен был с особенной тщательностью поработать индивидуально над своей ролью, чтобы стать в ней «экспертом», владеть информацией и довести её до своего собеседника. В итоге 85 % обучающихся справились с заданием, и лишь 15 % допустили ошибки. В учебном процессе у обучающихся формировались предметные (читать про себя и понимать содержание текста), познавательные (проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве и осуществлять анализ и синтез объектов с выделением существенных и несущественных признаков), регулятивные универсальные учебные действия (осуществлять пошаговый контроль), личностные УУД (чувство ответственности за выполнение задания).
На послетекстовом этапе учащимся было предложено скооперироваться в парах «зайцам» с «зайцами», а «черепахам» с «черепахами». Учитель предложил ребятам подумать и обсудить в парах (диалогическая речь), какие чувства они испытывали в роли зайца / черепахи. Для выполнения задания были предложены образцы: «Were you…?», «Yes, I was…/ No, I was not …» и дополнительная лексика: sad, happy, angry, tired, upset. На этом же этапе ученики поделились друг с другом, какие факты они узнали о своём персонаже, и составили план, который в дальнейшем послужил опорой в презентации информации о произошедших событиях с точки зрения зайца / черепахи. Работа в сотрудничестве способствовала формированию универсальных учебных действий: предметных УУД (умение вести диалог-расспрос), регулятивных (планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей), познавательных (проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве), коммуникативных (формулировать собственное мнение и позицию), личностных УУД (развитие этических чувств как регуляторов морального поведения).
Далее учащиеся покинули «экспертные» и вернулись в свои «домашние» группы. Ученики пересказали переработанную историю от первого лица (монологическая речь) с опорой на план: «заяц» и «черепаха» представили свою точку зрения по поводу произошедших событий, выразили чувства и эмоции во время соревнования. Затем выполнили небольшой тест, предложенный учителем, на проверку усвоения информации с последующей взаимопроверкой. Ученики обменялись своими работами для проверки по эталону. Полученные баллы были суммированы, оценка за совместную работу была одна. Учащиеся по просьбе учителя оценили свою работу и чувства на этом этапе урока в листах самооценки. Несколько учащихся прокомментировали анализ своей работы и работы своего одноклассника.
Рассказ от лица черепахи / зайца – это новый продукт, который ученики создали сами. Этот факт – свидетельство того, что технология обучения в сотрудничестве способствовала развитию предметных (передавать содержание текста с опорой на план / вопросы и т.д.) и метапредметных УУД: адекватно использовать языковые средства для решения коммуникативных задач (коммуникативные УУД); планировать, оценивать свои действия и осуществлять пошаговый контроль (регулятивные УУД); осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей (познавательные УУД).
На итоговом этапе урока была организована рефлексия: учащиеся с помощью учителя проанализировали и оценили работу свою и пары в целом: вклад каждого из участников на пути к достижению общей цели и трудности, которые они испытывали. На просьбу учителя подумать и сделать вывод, какой урок преподнесла данная сказка, чему она их учила, дети дали такой ответ: учит добру, нужно ценить дружбу, помогать слабым и не высмеивать их, как это делал заяц. На вопрос «Испытывали ли вы чувство прекрасного, когда читали сказку на английском языке?», учащиеся ответили утвердительно. Чтение на языке доставило им удовольствие, у всех ребят возникло желание дописать счастливый конец сказки. Это доказывает то, что формировались регулятивные УУД (умение анализировать свою работу, выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности, оценивать правильность действий, осуществлять контроль по результату своей деятельности и одноклассников), личностные УУД (знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, формирование чувства прекрасного на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой).
В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что технология обучения в сотрудничестве действительно является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках английского языка.
Список литературы:
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, 339 с.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [под ред. Е.С. Полат]. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2019. – 52 с.
- Johnson D.W., Johnson R.T. Using Technology to revolutionize cooperative learning: opinion. [Электронный ресурс] // Frontiers in Psychology: opinion article published: 13 October 2014.– URL:https://static1.squarespace.com/static/55b8e334e4b0e176420c9949/t/57273f3386db4345e7322ff8/1462189875629/CL-Technology-2014.pdf (дата обращения11.2020).